ОСЕННИЕ «РУССКИЕ ТОРГИ» В ВЕЛИКОБРИТАНИ
«SotheBy’s» и «Christie’s» организовали аукционы русского искусства в традиционный для них срок в конце ноября в Лондоне. Как обычно, «Sotheby’s» проводил аукцион в две сессии. Живопись и графика продавались 19 ноября 2003 г. на Нью-Бонд Стрит, 34–35, аукцион скульптуры, декоративно-прикладного искусства и печатной графики с добавлением некоторых работ второй половины ХХ века проходил на следующий день в «Олимпии». «Christie’s» объединил продажу русского искусства и произведений декоративно-прикладных из серебра (XVI–XX вв.), но провел аукцион в основном помещении на Кинг-Стрит, 8, а не на «дочернем» на Южном Кенсингтоне, где проходят малозначимые торги, к которым в последние годы был отнесен и аукцион русского искусства.
Лондонские ноябрьские аукционы всегда собирают многих желающих в них участвовать, особенно активны на них русские покупатели. На этот раз количество коллекционеров, галеристов, дилеров, голосующих по телефону и заочными битами на обоих аукционах, может быть за исключением «Олимпии», было столь большое, что напомнило лучшие времена «русских торгов» в конце 1980-х годов.
ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ. Вид Константинополя. 1852. Холст, масло
Участников интересовали прежде всего многочисленные произведения «лидера» русской антикварной живописи Ивана Айвазовского, широко представленные на обоих аукционах, а также целый ряд работ К. Коровина, Н. Гончаровой, Д. Бурлюка на «Sotheby's» и блок произведений И. Шишкина и И. Репина на «Christie's». Правда, несколько работ И. Шишкина были оценены в приложении к аукционному каталогу как вызывающие сомнения. Неуклонное повышение цен, часто трудномотивируемое, отмечается за последние годы на многих распродажах. На «русских аукционах» борьба разгоралась, часто доходя до парадоксальных результатов. Так на «Sotheby's» за 204 тысячи долларов (120 тысяч фунтов) + VAT был продан поздний парижский холст К. Коровина, цена на который еще полгода назад не составила бы и 60 тысяч долларов. За 226 тысяч долларов была продана работа С. Судейкина тбилисского периода (1919 г.). Более 350 тысяч долларов обошелся новому владельцу холст П. Кончаловского «Купание в полдень», созданный в период творческого кризиса автора. Парадоксы сопровождали и распродажи «Christie's». «Вид Рима» Н. Чернецова несмотря на неожиданно высокий эстимейт был продан в два раза дороже - за 380 тысяч фунтов. В 11 раз перекрыл эстимейт удар молотка за посредственную работу В. Верещагина «Вид Кремля в тумане», более чем за 100 тысяч фунтов продан орден Андрея Первозванного. И все-таки рекордной цены достигли произведения И. Айвазовского с видами Константинополя, проданные на «Sotheby's» под конечный удар молотка за сумму в 850 тысяч долларов, а на «Christie's» за 650 тысяч фунтов. К этой цифре следует добавить и дополнительное налогооблажение, чтобы понять, что подобные работы обходятся более миллиона долларов.
ЛЕВ БАКСТ. Эхо непринужденности. 1922
Бумага, акварель, карандаш, покрытие золотом и серебром
Абсолютный рекорд установлен «Sotheby's» и продажей эскиза театрального костюма Л. Бакста, являющегося увеличенным авторским повтором 1922 года костюма «Эхо» для Тамары Карсавиной из дягилевской постановки балета «Нарцисс» 1911 года. При среднем эстимейте в 100-140 тысяч удар молотка зафиксировал цифру в 680 тысяч долларов (400 000 фунтов). Самую большую цену в 750 тысяч фунтов зафиксировал молоток на аукционе «Christie's» за фигурку маляра работы мастерской Фаберже, выполненную в 1916 году из драгоценных и полудрагоценных камней.
Достаточно высоко для современного русского искусства была оценена и работа Д. Краснопевцева, проданная на «Sotheby's» за 50 тысяч долларов. И хотя стринг искусства нонконформизма, включающий работы В. Яковлева, А. Зверева и Д. Краснопевцева, в целом не принес ярких результатов, очевидно, что намерение русского отдела «Sotheby's» вводить в торговый оборот искусство наших современников не случайно.
Продажи ноябрьских аукционов в Лондоне в целом подняли годовые цены в 2,5-3 раза. При этом довольно высоким оказался и процент продажи. На «живописном» «Sotheby's» из 243 лотов продано 84% работ. На «Christie's» процент продаж из 230 лотов, из которых изобразительное искусство составляло лишь 135, почти аналогичен. Более половины лотов были приобретены российскими покупателями, что свидетельствует об активности российского антикварного рынка, корректирующего цены по лондонским продажам. И хотя многие из них труднообъяснимы, оказались подняты цены как на значительные, так и на малоинтересные произведения, получено еще одно подтверждение, что цены антикварного рынка постоянно растут, а вместе с ними растут цены на русское искусство. Прошедшие русские аукционы «Sotheby's» и «Christie's» являются тому ярким подтверждением.
Резьба по камню
Литография
Холст, карандаш, масло
Бумага, наклеенная на картон, масло
Доска, масло
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло