КАТЯ МЕДВЕДЕВА. ИСКУССТВО БЫТЬ ПРОСТОЙ

Ксения Богемская, Надежда Мусянкова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2004 (02)

Екатерина Ивановна Медведева пришла в искусство не по проторенной дороге. Она не стремилась быть художником, не мечтала об этом, а персональная выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина не могла присниться ей даже в самом красивом сне. Жизнь Медведевой была нелегкой уже с детства, судьба изрядно «помотала» ее по стране: в 9 лет, потеряв родителей, маленькая Катя попала в детский дом в Азербайджане, потом работала ткачихой в Баку, вернулась к себе на родину, в родное село, но не осталась там – уехала искать счастья дальше. Рисовать Екатерина Ивановна начала поздно – в 39 лет, когда работала реквизитором при народном театре в одном из клубов Кисловодска. А через полгода в этом же клубе была организована ее самая первая персональная выставка. Уже после первых показов публике работ «новоиспеченной» художницы в Кисловодске, Белгороде и Москве на зависть других самодеятельных художников у Кати Медведевой появились свои поклонники и даже покупатели, среди которых были иностранцы. Такое признание среди западных коллекционеров современного искусства и лестные отзывы известных художников и искусствоведов сразу выделили ее из многочисленных самодеятельных авторов и профессиональных живописцев.

Катя Медведева. Убиенная царская семья. 2002
Убиенная царская семья. 2002
Холст, масло. 200 × 284,8

Работы Кати Медведевой много раз выставлялись за рубежом, в том числе во Франции (в Ницце), всегда вызывая живой интерес. Великий мэтр живописи - Марк Шагал, увидев картины художницы, написал: «Катя Медведева - это чисто русский талант. Она также любит цвет, как и я».

Творчество Кати Медведевой относится к наивному искусству - той области творчества, которая прежде признавалась маргинальной и несущественной, а ныне становится официально признанной частью отечественной культуры. По мнению современных ученых, это связано с расширением границ того, что вообще считается художественной ценностью, изменением эстетических идеалов. Противопоставление «наивное - ученое искусство» было типично для художественной мысли авангарда, видевшего в примитиве источник обновления творческой манеры. Илья Зданевич и Михаил Ле-Дантю, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Александр Шевченко и многие другие художники были первооткрывателями примитива, черты которого находили в лубке, в расписных стеклах, в произведениях грузинского художника-самоучки Нико Пиросманишвили, в искусстве городских вывесок.

В стране с аграрным прошлым, какой была Россия, большинство наивных художников всегда имело крестьянские корни. Катя Медведева тоже родилась в деревне, но творчество ее сформировано не воспоминаниями о традиционном народном искусстве, фольклоре, а впечатлениями горожанина в первом поколении. Ей, как никому, присуща свежесть в восприятии всего того, что составляет привычный багаж интеллигента. Основным в ее живописи, на наш взгляд, является все-таки гендерный мотив, художественное воплощение женского взгляда на окружающий мир. Тяжелая личная судьба преображается вереницей женских образов, которые воплощают собой мечты об идеальной духовной красоте, гармонии внутреннего и внешнего мира.

Катя Медведева. Рисунок танца. 2002
Рисунок танца. 2002
Ткань, акрил. 60,6 × 80

Тема балета полюбилась Медведевой после чтения автобиографической книги всемирно известной танцовщицы Майи Плисецкой. Катя поняла, что жизнь балерины самая трудная в мире. «Теперь я знаю: балерины, как и дети, - живые ангелы. Только по земле ходят», - считает Катя. Бесконечные вариации на темы «Ромео и Джульетты», «Жизели», «Лебединого озера», балерины на репетиции и перед зеркалом - весь этот калейдоскоп танцовщиц в роскошных нарядах напоминает нам о шедеврах Эдгара Дега, но художница искренне и непосредственно как бы заново «открывает» эту тему. Медведева застает женщину в разные моменты ее жизни: это и светские девушки из «высшего» общества, невесты в народных костюмах, мать и дитя. На одной из своих работ художница написала: «материнство и талант - очень тяжелая ноша». «Счастье легким не бывает», - любит повторять Катя. Нелегкая материнская участь и непростой путь в искусстве настолько тесно переплелись в ее личной судьбе, что нельзя отделить одно от другого. «Живописью обнаженной души» называет творчество Кати коллекционер ее работ Григорий Пельман, которому вместе с исландским бизнесменом Стефаном Ватнэ удалось собрать наиболее крупную коллекцию произведений Кати Медведевой. Современные ученые рассматривают занятия живописью непрофессиональных авторов как своеобразную аутотерапию, которая помогает урегулировать взаимоотношения личности с окружающей средой. Биографии многих наивных художников, среди которых можно назвать Анри Руссо, Павла Леонова, Елену Волкову, Татьяну Еленок, свидетельствуют о том, что творчество помогло им преодолеть непростые жизненные обстоятельства. Судьба Кати Медведевой в этом смысле не исключение.

Выставка в музейных залах для художника - это своего рода допуск в историю искусства. Признание творчества Кати Медведевой одним из лучших музеев нашей страны является важным событием не только для увлеченных сторонников наивной живописи и примитива, но и для зрителей, которым, возможно, удастся разгадать тайну внутреннего мира художницы.

Иллюстрации
Катя Медведева. Успокаиваю нервы. 1999
Успокаиваю нервы. 1999
Б., акварель. 20 × 15
Катя Медведева. Сиреневые танцовщицы. 2001
Сиреневые танцовщицы. 2001
Ткань, смешанная техника. 125,9 × 119,3
Катя Медведева. Невеста. 2003
Невеста. 2003
Холст, акрил. 83 × 58
Катя Медведева. Девушка N 4. Из серии «Девушки из высшего общества». 2003
Девушка N 4. Из серии «Девушки из высшего общества». 2003
Холст, масло. 46 × 57
Катя Медведева. Касимовская невеста. 2003
Касимовская невеста. 2003
Ткань, смешанная техника. 80 × 68
Катя Медведева. Ангел Алина. 1989
Ангел Алина. 1989
Холст, масло. 192 × 142

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play