Галина Волчек: Я СБЕГАЛА С УРОКОВ В ТРЕТЬЯКОВКУ...
Я впервые зашла в театр «Современник» со служебного входа. Из театра я выходила с полным осознанием того, что слово «служебный» происходит от слова «служение», которое не терпит суеты, несмотря на всю суетность и суетливость современной «Современнику» жизни… Я медленно шла к метро, и одна мысль не отпускала меня, целясь в душу своим вопросительным знаком. как, откликаясь на все мерзости быстротекущей жизни, сохранить душу открытой для любви, сострадания и добра? И как донести свой посыл до тех, кто пришел в театр за любовью и очищением? Как?..
Планировалось интервью, но нередко приходится менять жанр на ходу. Художественный руководитель театра - член редколлегии журнала «Третьяковская галерея». И участие в работе журнала Галины Борисовны Волчек - не формальная обязанность известного деятеля искусств украшать собою редакционные советы. Всегда нужен взгляд со стороны, но взгляд именно художника. Галине Борисовне не пришлось подстраиваться под тематику журнала «Третьяковская галерея», она говорила о том, что составляет суть ее режиссерского видения, четко сформулировав свое чуткое чувственное отношение к миру. Галина Борисовна Волчек сразу же определила себя как человека, который все «видит в цвете и через цвет», сняв мой предварительно подготовленный вопрос.
Интервью часто начинаются с оглядывания назад.
- ...Все неспроста, - говорит Галина Борисовна. - Школу я не любила, с уроков сбегала в Третьяковку или в «Ударник» на кино. Да, наверное, неспроста. В Третьяковке могла пропадать часами, время от времени присоединяясь к экскурсиям. Помнила, как висят картины в залах... как говорится, могла ходить по залам с закрытыми глазами, если бы это не звучало столь парадоксально по отношению к изобразительному искусству. Моя мама даже хвасталась моими познаниями - я могла, например, запросто назвать самую первую картину в коллекции Третьякова. С тех пор ощущение цвета вошло в мою плоть и кровь, я как бы впитала его с картинами Третьяковки. И до сих пор неверные, неправильные - субъективно для меня - сочетания цветов физически царапают мне кожу..
И нет ничего удивительного в том, что уже в процессе чтения пьесы у Галины Борисовны складывается колористический образ будущего спектакля.
Сцена из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
(Из архива театра «Современник»)
- Я делала спектакль «Вишневый сад» со Славой Зайцевым, - вспоминает Галина Борисовна. - И счастлива, что он - художник - принял мое цветовое решение спектакля. Первый акт - все оттенки белого и немного пастельных, светлых тонов. Второй акт - несколько темнее, глуше. Третий – все оттенки от розового до темно-вишневого, почти фиолетового, мы назвали это «взбесившийся вишневый сад». И четвертый - от серого к черному. Вот вам вся пьеса, рассказанная цветом.
И «Пигмалион» я рассказала цветом. Там художником был Павел Каплевич. Элиза Дулиттл - букетики фиалок, и все цветовое решение - на оттенках фиалковых цветов, вплоть до фраков.
Цветовое решение спектакля неотделимо от светового. И художники по свету - враги-друзья, друзья-враги. «Сначала обескуражены от поставленных мною задач, нередко даже принимают их в штыки,- говорит Галина Борисовна, - потом сами же вдохновляются ими.». Идет живой процесс общения между теми, кто создает спектакль, для того чтобы состоялся процесс общения со зрителем.
В непринужденном разговоре мы невольно говорим не только о театре, но и об искусстве вообще. «Простите за некоторый пафос, - говорит Галина Борисовна, - но не могу не общаться с истинным искусством. Стараюсь сбежать со своего дня рождения. Вот на прошлый - сбежала в Рим. В день моего рождения с утра шел дождь. Я решила сделать самой себе подарок: взяла такси и поехала на свидание к Микеланджело - к его «Пьете». Когда я впервые увидела эту скульптуру, я испытала шок, слезы сами по себе лились из глаз, слезы очищения искусством. Тогда «Пьета» не была еще под защитным колпаком. А год назад я стояла перед этой скульптурой около часа, не меньше. И поняла, что, видимо, скульптура, как ни один другой вид изобразительного искусства, способна веками, если не тысячелетиями, хранить ауру, энергетику создателя. Разве можно было бы подарить себе в Риме что-нибудь более ценное, более прекрасное?..»
Как хорошо, подумалось мне, что при всей занятости у Галины Борисовны нашлось время не для формального интервью, а для искреннего содержательного разговора.
Журнал «Третьяковская галерея» поздравляет Галину Борисовну Волчек с днем рождения и желает ей многих удачных репетиций и премьер, а заодно - частых побегов (во сне и наяву) для общения с любимыми картинами, скульптурами, городами и странами!
(Из архива театра «Современник»)
(Из архива театра «Современник»)