ЧЕРЕПОВЕЦКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Т.И.Сергеева

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#1 2004 (02)

Проект Золотая карта России

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МУЗЕЙ – ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ МУЗЕЕВ, ВОЗНИКШИХ НА СЕВЕРЕ РОССИИ: ОН ОТКРЫЛСЯ В 1870 ГОДУ. ЭТО БЫЛ ВТОРОЙ МУЗЕЙ, СОЗДАННЫЙ В НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРОЙ НАХОДИЛСЯ В ТО ВРЕМЯ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ. ОСНОВАТЕЛЯМИ МУЗЕЯ СТАЛИ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА ИВАН АНДРЕЕВИЧ МИЛЮТИН (1829–1907) И ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ-ФОЛЬКЛОРИСТ, УРОЖЕНЕЦ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО УЕЗДА ЕЛПИДИФОР ВАСИЛЬЕВИЧ БАРСОВ (1836–1917), ПЕРЕДАВШИЙ ГОРОДУ СВОИ ЛИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ.

Фонд Череповецкого музея на момент открытия составлял около 4000 произведений, поступивших от сорока одного любителя искусств и редкостей. Для сравнения - современное собрание насчитывает более 400 000 единиц хранения. В первые десятилетия существования музея пополнение коллекции происходило из разных источников, в том числе благодаря археологическим, историко-этнографическим экспедициям, дарам частных лиц...

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Конец XIV – начало XV века
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Конец XIV – начало XV века
Доска, левкас, темпера. 46,5 × 39

В 1914-191 5 годах в городской музей поступило собрание эвакуированного из Варшавы Музея лейб-гвардии Литовского полка. После революции собрание увеличивалось за счет поступлений из закрывшихся церквей и монастырей, из Государственного музейного фонда, центральных музеев Москвы, Ленинграда и т.д. В 1926 году музей стал обладателем коллекции художественной бронзы князя С.С. Абамелек-Лазарева, состоящей из тридцати одного предмета - осветительных приборов, канделябров, декоративных ваз, часов, исполненных французскими и русскими мастерами XVIII-XIX веков. В 1928 году музею переданы ценные гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства: фарфор, мебель, художественное литье, бронза, принадлежавшие известному историку, члену-корреспонденту Академии наук, уроженцу Череповца Н.Д. Чечулину.

Коллекция русской живописи конца XVIII - начала XX века формировалась в 1920-1930-е годы. Из Ленинградского отделения музейного фонда в 1926 году были выданы полотна К.Е. Маковского, Ф.А. Бронникова, И.П. Стефановского, из Государственного Русского музея поступили «Портрет княгини Шаховской с дочерью» (1807) кисти Д.Г. Левицкого, «Портрет великой княжны Марии Павловны» (1800-е), написанный В.Л. Боровиковским, «Портрет графа Палена» (1903) - этюд И.Е. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета ...». Музей Академии художеств передал дипломные и курсовые работы своих бывших учеников, удостоенные наград и медалей: «Явление ангела пастухам» П.С. Петровского, «Вид города Ревеля» А.П. Боголюбова, «Кулачный бой на Москве-реке» Б.М. Кустодиева, «Приезд иностранцев в Россию» К.А. Вещилова, «Цыганка» И.Ф. Порфирова и другие. В 1965 году сестры художника Е.И. Столицы, академика пейзажной живописи, ученика А.И. Куинджи, подарили после смерти брата шестьдесят его картин. Работы Н.А. Касаткина, В.А. Серова, К.Я. Крыжицкого, A.А. Сведомского и В.К. Бялыницкого-Бирули вошли в музейное собрание в 1970-е годы в числе других произведений из частной коллекции нашего земляка, реставратора Русского музея и Музея Академии художеств М.Н. Маркова.

Живопись и графика XX века представлены творчеством как известных российских мастеров - B.А. Ветрогонского, В.В. Пименова, А.В. Пантелеева, Е.Е. Моисеенко, А.Ф. Пахомова, так и местных вологодских художников. В музее создается также и коллекция наивного искусства вологжан.

Народное творчество - интереснейшая часть череповецкого собрания, отражающая многообразие ремесел и промыслов, бытовавших на территории региона, приемов и техник, сформировавшихся в крае. Предметы народного искусства демонстрируют стилистические и художественные особенности, присущие мастерам Вологодчины, и в частности Череповецкого региона. В музее формируется разнообразная коллекция авторской куклы - от крестьянских тряпичных до современных интерьерных, театральных, выполненных в стиле модерн. Постоянно пополняющаяся новыми «героями» и «героинями» коллекция изумляет посетителей музея мастерством художников-кукольников.

Научная и библиографическая ценность фонда памятников письменности - старопечатных книг и книг гражданской печати XV-XX веков - отмечена многими учеными. Девять книг кириллических изданий признаны уникальными, девятнадцать - очень редкими. Многие книги XVIII века имеют владельческие надписи и автографы, например князя Ивана Долгорукова, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иоасафа Карпинского, ректора Александро-Невской академии Алексея Протасова, ректора московской Славяно-греко-латинской академии Василия Тредиаковского. В подшивке журнала «Вестник Европы» за 1817 год на одной из страниц начертано, вероятно, рукой известного поэта Константина Николаевича Батюшкова: «Кто боится смерти, тот еще не исправил пороков, доброй ожидает ее, как гостью, и радуется ее приближению, надеясь достигнуть вечного пристанища и награду за добрые дела».

Формирование фонда письменных источников началось сразу после создания музея и продолжается поныне.

Музей хранит книги XVIII- XIX веков семьи Верещагиных, прижизненные издания Игоря Северянина. В состав научной библиотеки входит мемориальная библиотека академика М.П. Алексеева - около семи тысяч редких изданий по литературоведению и языкознанию на русском и иностранных языках: английском, французском, немецком, итальянском, испанском, болгарском, сербском, хорватском, польском. На многих книгах - автографы и дарственные надписи.

Несомненной гордостью Череповецкого музейного объединения является коллекция памятников русской православной культуры. Многие из них известны далеко за пределами России: иконы как часть русской национальной духовной культуры экспонировались на выставках в Париже, Женеве, Генуе, Флоренции, Ватикане, Японии, на Кипре.

Большой вклад в формирование и изучение музейного собрания был сделан директором Череповецкого краеведческого музея Корнелием Константиновичем Морозовым (1902-1980) и искусствоведом Клавдией Михайловной Бухариной (1894-1964).

За более чем 100-летнюю историю у Череповецкого музея менялись названия и статус, появлялись новые отделы. Он был городским, затем губернским, районным, в дальнейшем - окружным и вновь городским... Сегодня это крупное музейное объединение, в которое входят восемь музеев, выставочный зал, научная библиотека и научный архив.

При открытии Череповецкий музей не имел даже собственного здания; первая экспозиция размещалась в небольшой - всего 1 5 квадратных метров - комнате в деревянном доме «Соляного городка» на территории городского сада. Только в 1898 году для него построили специальное каменное здание на Александровском проспекте. Сейчас объединению принадлежит не один десяток строений, среди которых - памятники архитектуры, в том числе и федерального значения, например деревянная церковь XVII века Святителя Николая (1673) в селе Димитриево и церковь Успения Пресвятой Богородицы (1694) в селе Нелазское.

В 1990 году музею был передан уникальный памятник истории, культуры и архитектуры начала XIX века - бывшая загородная усадьба новгородских дворян Гальских. Это единственная помещичья усадьба на территории бывшего Череповецкого уезда, где сохранились все жилые и хозяйственные постройки. Особую историко-архитектурную ценность имеет деревянный барский дом, замечательный образец русского классицизма, памятник федерального значения. В центральной части расположен шестиколонный портик дорического ордера, поднятый на высокий цоколь, равный высоте первого этажа. Трехчастные окна украшены строгими наличниками. Южный фасад, усложненный ризалитами, имеет более камерный облик. Здесь использован довольно редкий прием колоннады - галереи с балконом-террасой наверху. Внутри дома сохранилось анфиладное построение; до наших дней дошли в целости лестница с перилами и точеными балясинами, ведущая на второй этаж, филенчатые двери, кафельные печи.

В настоящее время на территории бывшей усадьбы, расположенной в самом центре города, на берегу реки Шексны, ведутся работы по созданию историко-этнографического музея «Усадьба Гальских»; экспозиция расскажет о бытовом укладе русских помещиков XIX века, о жизни и судьбах представителей рода Гальских. Восстанавливаются сад и пейзажный парк. В число объектов, кроме барского дома, дома управляющего и садовника, войдут хозяйственные постройки: людские избы, крестьянские дома, два амбара, шорная мастерская, каретник, жеребятник, конюшни.

В бывших барских конюшнях уже сейчас содержатся лошади рысистых пород, а на территории музея-усадьбы работает школа верховой езды для детей и взрослых. Разработаны и действуют конно-верховые и санные маршруты по красивейшим местам Вологодчины. Зимние маршруты проходят по территории Кирилловского района и предусматривают посещение Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Музея фресок Дионисия (Ферапонтово), летние - по территории Череповецкого и Кадуйского районов с посещением деревни Владимировка, расположенной в живописном месте в окружении лесов, на берегу рек Андоги и Суды. Здесь, в 30 километрах от Череповца, в дворянской усадьбе Лотаревых, в имении своего дяди Михаила Петровича, провел детские и юношеские годы известный русский поэт Игорь Северянин. Чудесная природа этих мест оставила неизгладимый след в душе юноши и пробудила в нем поэтическое вдохновение. Впоследствии в творчестве поэта отразились отроческие и юношеские впечатления, почерпнутые им из деревенской жизни, а любовь к здешнему краю, способность чутко воспринимать его красоту позволили создать стихи, по праву входящие в число лучших произведений русской пейзажной лирики.

После революции усадьба М.П. Лотарева была национализирована. Долгое время в ней размещался детский санаторий, затем в 1996 году ее передали Череповецкому музейному объединению.

Для восстановления усадебного комплекса требуются серьезные реставрационные и восстановительные работы. Сегодня в усадьбе размещены экспозиции Литературного музея и Музея Игоря Северянина.

Здесь ежегодно бывают сотни череповчан и экскурсантов практически со всех уголков России, что и неудивительно: людей привлекает «магия известного имени», возможность почувствовать себя сопричастным эпохе, в которой жил и творил «король русской поэзии». Ежегодно в усадьбу Владимировка приезжают на пленэр художники международного объединения «Солнечный квадрат». В летнее время здесь размещается детский экологический лагерь, где отдыхают и работают череповецкие школьники.

Череповец - родина замечательного русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842-1904). До наших дней в городе сохранился дом предводителя уездного дворянства В.В. Верещагина, где 26 (по старому стилю 14) октября родился знаменитый живописец, названный в честь отца, так как «явился на свет в день папашина рождения». Сегодня в этом доме создан музей семьи Верещагиных. На окружающей территории расположены семь зданий (в том числе мемориальный дом), парк, сад и аптекарский огород. Экспозиции музея повествуют о жизни удивительной семьи, представители которой прославили Россию. Николай Верещагин много сделал для развития российского маслоделия; Василий стал замечательным художником, Александр, дослужившийся до звания генерал-майора, был не только талантливым военным, но и известным писателем, произведения которого хвалил Л.Н. Толстой; Сергей, адъютант генерала М.Д. Скобелева, погибший в русско-турецкую кампанию 1877-1878 годов, был одаренным рисовальщиком. В музее экспонируются личные вещи Верещагиных, фотографии, документы, книги из семейной библиотеки с владельческими и дарственными надписями, этюды и рисунки, выполненные братьями в разные годы.

С 1990 года при Доме-музее Верещагиных работает Военно-исторический клуб. Его члены изучают историю 13-го Белозерского полка, воссоздают эпизоды сражений Отечественной войны 1812 года. «Французская артиллерия и пехота», «средневековые рыцари» и «воины Второй мировой войны» принимают участие в военно-исторических праздниках, проводимых в нашей стране и за рубежом. Стратегию и тактику ведения боя члены клуба изучают в игровой форме с помощью оловянных солдатиков. В 2003 году благодаря гранту Президента РФ открылся Музей оловянного солдатика.

Ежегодно в Череповце 2526 октября, в дни рождения Николая и Василия Верещагиных, проводятся Верещагинские дни, в рамках которых проходят всероссийские научные конференции, творческие конкурсы, семинары и «круглые столы».

Детский музей - еще один комплекс объединения - расположился в первом музейном здании, построенном в 1898 году. Этнографические, естественно-исторические коллекции, изобразительное и декоративно-прикладное искусство развивают маленьких посетителей, формируют их художественный вкус. Так реализуются образовательные программы, ориентированные на детей различных возрастных групп и их родителей. Цель детского комплекса - показать, что музей не скучное пространство, наполненное старыми ненужными вещами, а удивительный мир, готовый раскрыть свои тайны, место обучения, экспериментирования и творчества.

С историей Вологодского края и города Череповца можно познакомиться в историческом отделе Череповецкого музея. При поддержке Института «Открытое общество» здесь создана экспозиция «Герой нашего времени. XX век». Искусство и культура Вологодчины XIV - начала XX века, в том числе памятники православной культуры, экспонируются в художественном отделе. Исторический и художественный отделы находятся в здании, построенном в начале XX века в «краснокирпичном стиле», модном в то время.

О древнейшей истории земли, именовавшейся Череповесь, рассказывают экспонаты Археологического музея; в Музее природы можно познакомиться с зоологическими, ботаническими, геологическими и палеонтологическими коллекциями. Состав экспозиций постоянно дополняется новыми экспонатами благодаря ежегодным профильным экспедициям.

Все упомянутые музеи и комплексы, входящие в Череповецкое музейное объединение, решают одну задачу - сохранить для потомков как можно больше «свидетельств времени», чтобы люди, живущие ныне, и те, кто будут жить в далеком будущем, знали и помнили о своих корнях, гордились отечественной историей и были благодарны предкам за их мирные и ратные труды.

Иллюстрации
АНГЕЛ. XVIII век
АНГЕЛ. XVIII век
Дерево, левкас, темпера. 62 × 41 × 14,5
МУЧЕНИК ХРИСТОФОР. Вторая половина XVII века
МУЧЕНИК ХРИСТОФОР. Вторая половина XVII века
Дерево, левкас, темпера. 180 × 58,5
ПЛАЩАНИЦА «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ». 1655
ПЛАЩАНИЦА «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ». 1655
Холст, шелк, камка, золотные и серебряные нити, лицевое шитье. 159 ×93
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. 1660
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. 1660
Дерево, левкас, темпера. 107 × 69
ЦАРСКИЕ ВРАТА. Начало XVI века
ЦАРСКИЕ ВРАТА. Начало XVI века
Дерево, резьба, позолота, иконописные клейма. 210 × 122
ЧУДО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ. 1603. Исаакий Григорьев
ЧУДО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ. 1603. Исаакий Григорьев
Дерево, левкас, темпера. 180 ×129,5
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. XVIII век
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. XVIII век
Дерево, левкас, темпера. 91 × 63 × 11
СПАС В СИЛАХ. Деисусный чин. XVI век
СПАС В СИЛАХ. Деисусный чин. XVI век
Дерево, левкас, темпера. 87 × 69
СНЯТИЕ СО КРЕСТА. XVIII век
СНЯТИЕ СО КРЕСТА. XVIII век
Дерево, резьба, темпера. 156 × 147 × 19
СТРАШНЫЙ СУД. Конец XVIII века
СТРАШНЫЙ СУД. Конец XVIII века
Дерево, левкас, темпера. 208,8 × 172
БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ. XVI век
БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ. XVI век
Дерево, левкас, темпера, серебряная басма, чеканка, золочение. 68 × 54,5
АНГЕЛ. XVIII век
АНГЕЛ. XVIII век
Дерево, левкас, темпера. 60 × 22 × 19
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. XVI век
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. XVI век
Дерево, левкас, темпера 85 × 63
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ В ЖИТИИ. Конец XVIII века
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ В ЖИТИИ. Конец XVIII века
Дерево (три доски), левкас, темпера. 126,3 × 102,5

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play