В. ФАВОРСКАЯ, И. ЧЕКМАЗОВ
Открывшаяся в залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи выставка супругов Веры Фаворской (1896–1977) и Ивана Чекмазова (1901–1961) привлечет внимание любителей живописи и природы Крыма. Картины Восточного побережья, Феодосии, Бахчисарая и Севастополя, воспоминания о художнике Богаевском и студенческих пленэрах в Козах ждут посетителя экспозиции и читателя подготовленного к выставке издания «Вера Фаворская. Иван Чекмазов. Творческое наследие». В него вошли и «Воспоминания художника», написанные В.В. Фаворской и посвященные памяти И.И. Чекмазова.
Открывшаяся в залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи выставка супругов Веры Фаворской (1896-1977) и Ивана Чекмазова (1901-1961) привлечет внимание любителей живописи и природы Крыма. Картины Восточного побережья, Феодосии, Бахчисарая и Севастополя, воспоминания о художнике Богаевском и студенческих пленэрах в Козах ждут посетителя экспозиции и читателя подготовленного к выставке издания «Вера Фаворская. Иван Чекмазов. Творческое наследие». В него вошли и «Воспоминания художника», написанные В.В. Фаворской и посвященные памяти И.И. Чекмазова.
Фаворская и Чекмазов принадлежат к поколению художников - первых выпускников Вхутемаса, продолжателей и ярких представителей московской живописной школы. Пройдя через мастерские А. Архипова, К. Коровина, А. Куприна, Р. Фалька, участие в выставках Общества московских художников (ОМХ), Фаворская и Чекмазов впоследствии претворили полученные уроки в собственной педагогической деятельности, долгое время работая в Суриковском художественном институте. С их именами связано возрождение традиции южного пленэра в русской живописи, заменившего недоступность заграничных поездок для выпускников советских вузов. Всплеск импрессионистических тенденций в искусстве 1930-1940-х годов вызвал ответную реакцию. В 1948 году ряд преподавателей Суриковского института, в числе которых значились Фаворская и Чекмазов, были уволены, а летние практики в Крыму отменены.
На выставке представлены работы художников из собрания Третьяковской галереи и московских частных коллекций. Высокий профессиональный уровень и своеобразие их живописи давно сделали их известными в кругу собирателей.
В.В. Фаворская. Женский портрет. Холст, масло.
Яркое, темпераментное, эмоционально наполненное искусство Фаворской прежде всего привлекает внимание зрителей. Широкая манера письма, цветовая экспрессия и композиционное дарование, проявившееся уже в ранних произведениях, исполненных во Вхутемасе, позволили К. Коровину окрестить ее «формалисткой», а в 1922 году включить работы ее и Чекмазова в состав Первой выставки русских художников в Берлине наряду с крупнейшими мастерами того времени.
Богатое воображение Фаворской проявилось и в серии графических листов «Детство Пушкина», и в иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане».
На фоне звучных динамичных произведений Фаворской искусство Чекмазова выглядит тише, скромней и сосредоточенней. Спокойный созерцательный взгляд художника рождает трепетное умозрительное пространство живописного полотна, воплощая гармонию духовного соединения природы и живописи.
Чекмазов - классический пейзажист. Его манят широкие пространства и дали. Длительная работа над полотном, иногда продолжающаяся из года в год, освобождает воображение художника. Конкретные формы пейзажа обобщаются, исчезают детали, обнажая их вечные устойчивые черты.
Серия городских пейзажей Зубовской площади, увиденных из окна своей квартиры, оживляет воспоминания о В. Кандинском, жившем здесь в начале 1900-х годов и писавшем этот мотив. Любимые Чекмазовым ночные пейзажи с огоньками уличных фонарей и световых реклам, отражающихся в мокром асфальте, рождают пронизанный динамикой и ритмами романтический образ города.
Работы Чекмазова лишены этюдности и случайности впечатления. Образ природы, запечатленный в многослойном богатстве живописной фактуры, передает размышления художника о природе и живописи и заставляет нас вглядываться в трепетное изменчивое призрачное пространство его полотен.