НЕВЕРОЯТНЫЙ И ОЧЕВИДНЫЙ БРЮЛЛОВ

Елена Бехтиева

Рубрика: 
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
Номер журнала: 
#1 2003 (01)

25 августа 2003 года в Лиссабоне, в Посольстве России в Португалии, Генеральному директору ВМО «Третьяковская галерея» В.А. Родионову госпожой Марией Маргаридой Азеведу Э. Лемуш Гомеш Клоде была передана картина Карла Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра».

Это произведение, всю свою историю бытовавшее в зарубежном частном собрании, стало самым сенсационным приобретением главного национального музея России. Сенсационным - в первую очередь потому, что средства на приобретение картины Брюллова были выделены Президентом России В.В. Путиным, а также министром культуры РФ М.Е. Швыдким.

Это событие стало счастливым завершением истории, которая длилась три года и которая брала свое начало с юбилейной выставки К.П. Брюллова, открывшейся летом 2000 года в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.

Подготовка к выставке и экскурсионная работа на ней подсказали, что в хорошо изученном творчестве прославленного маэстро все еще сохраняется период, который очень мало исследован, которым специально практически никто не занимался. Этот период связан с пребыванием Брюллова на острове Мадейра в 18491850 годах.

Задумав разработать тему «Португальский период творчества К.П. Брюллова» как научную в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, я приняла решение: предстоящий отпуск провести на португальском острове Мадейра, где 150 лет назад жил и творил Карл Брюллов.

В поисках материалов, связанных с пребыванием там художника, неоценимую помощь оказала О.П. Макарова, наша соотечественница, проживающая тогда на Мадейре и хорошо знающая португальский язык, а также директора различных музеев г. Фуншала - столицы Мадейры, к которым мы обращались. Короткий срок пребывания на острове сопровождался также интенсивными поисками на рынках антиквариата, в частных коллекциях, работой в библиотеках и архивах.

Результатом наших поисков стало открытие. В частной коллекции г-жи Маргариды Лемуш Гомеш, проживающей в г. Фуншале, была обнаружена картина, в которой уже при первом взгляде можно было предположить произведение Брюллова.

Работа выполнена маслом на холсте, ее размер 65x77 см. Картина представляет собой пейзаж, изображающий форт Пику и громоздящиеся вокруг него горы. Форт на обнаруженном пейзаже тот же, что и на хорошо известной акварели «Пейзаж на острове Мадейра» (собр. ГРМ). Силуэт форта и рисунок гор в этих двух произведениях очень схожи. Живописный мазок столь стремителен и экспрессивен, как в знаменитом «Автопортрете» 1848 года. Художнический темперамент Брюллова заявлял о себе с полной силой. Пейзаж исполнен в характерной для живописца насыщенной золотисто-коричневой и темно-вишневой гамме. Художник использовал романтический мотив: закатное розовеющее небо и наплывающая темная сизая туча, мотив двойного освещения, знакомый по «Последнему дню Помпеи». Картина осталась незаконченной, что весьма типично для Брюллова, который, решив главную художественную задачу, часто не дописывал детали.

Находка была ошеломляющей, но при всей переполнявшей нас радости отчетливо осознавалось, насколько необходимы были серьезные доказательства авторства К.П. Брюллова, тем более что подписи художника на холсте не было.

Важным доказательством того, что Брюллов оставил на Мадейре произведения, о которых ничего не известно в России, стали два литературных источника. Авторами их были современники художника.

Адъютант герцога Лейхтенбергского князь П.Р. Багратион в письме от 2 марта 1851 года, направленном Брюллову в Рим из Петербурга, писал: «Так как вы теперь, вероятно, на Мадейру не воротитесь, то подумайте, любезный друг, не лучше ли выписать оттуда все вещи ваши, там оставленные; мне жаль ваших эскизов, которые пропадут на этом диком острове».

Художественный и музыкальный критик, пропагандист русской культуры за рубежом П.Л. Ваксель в книге «Вопросы литературы, науки и искусства в России», изданной в 1868 году на португальском языке, свидетельствовал: «Видел в Фуншале, в доме сеньора Жуау Фортунату де Оливейра два эскиза Брюллова, которые представляют форт Пику и форт Илеу. В собственности этого кавалера также портрет доктора Алвеша, его родственника, который подписан именем великого художника».

Та же фамилия «Оливейра», на которую ссылался Ваксель, была и на подрамнике холста найденной картины. Надпись донны Элены Оливейра была адресована одариваемому лицу Жуау Лемушу Гомешу, отцу нынешней владелицы картины. Это был знак благодарности пациентки своему лечащему врачу, увлекающемуся искусством, имеющему небольшую частную коллекцию и самому пишущему акварелью. Владельческая дарственная надпись имела следующее содержание:
Pintor Russe Carlos Paulo Brulow - oferta de D.Helena Oliveira ao Dr. Lemos Gomes 1958 (Русский художник Карл Павлович Брюллов - подарок донны Элены Оливейра доктору Лемушу Гомешу 1958).

Как вскоре удалось выяснить из ряда португальских источников, донна Элена Оливейра была одной из дочерей сеньора Жуау Фортунату де Оливейра, в доме которого Ваксель видел произведения Брюллова. Она приходилась сводной племянницей Антониу Алвешу да Силве, портрет которого писал Брюллов. Свой подарок она сопроводила рассказом о том, что пейзаж форта Пику связан с памятью ее родственника - знаменитого в Фуншале врача, которому в знак признательности, покидая Мадейру и направляясь в Италию, оставил свою работу русский художник.

Это своеобразная эстафета с передачей произведения искусства, растянувшаяся во времени, донесла до сегодняшнего дня еще одно творение Брюллова. Дарственная надпись делала безупречным провенанс брюлловского пейзажа. Ясно, что картина более столетия находилась в одной и той же семье Оливейра, затем перешла в семью Гомеш, но никогда не покидала остров Мадейру. Поэтому о картине ничего не было известно в России и она не вошла ни в один, даже самый исчерпывающий список произведений Брюллова, составленный Э.Н. Ацаркиной.

Все эти обстоятельства придали смелости там же, на Мадейре, просить последнюю владелицу донну Маргариду Лемуш Гомеш дать согласие на проведение научной экспертизы принадлежащего ей произведения Карла Брюллова. Несмотря на любезный прием радушных хозяев, мое предложение было категорически отклонено. Донна Маргарида не сомневалась в авторстве Брюллова, продавать картину она не собиралась, а разговор об этом просила больше не вести.

Предложение показать картину на юбилейной выставке Брюллова, сделанное ей руководством Третья ковской галереи, заинтересовавшимся находкой, также не встретило понимания.

С моей стороны было предпринято еще несколько обращений к донне Маргариде - все безуспешно.

В ноябре 2002 года владелица картины Брюллова сама разыскала меня через зарубежный отдел Третьяковской галереи Далее все происходило с невероятной скоростью, и долгожданное согласие на научную экспертизу было получено в письменном виде. При этом донна Маргарида выдвинула безоговорочное условие на проведение экспертизы: только в Лиссабоне и только с условием дальнейших переговоров о продаже картины Третьяковской галерее.

Я бесконечно благодарна директору нашего музея В.А. Родионову, поверившему в убедительность собранных мною доказательств в пользу авторства Брюллова и в кратчайший срок снарядившему экспедицию на родину Васко да Гамы. Наша командировка в Португалию создавала прецедент: впервые за всю историю Третьяковской галереи организовывалась выездная экспертиза не на средства владельца картины, заинтересованного в ее проведении, а за счет самого музея.

Риск был велик. Но и значение произведения (научное и музейное), в случае подтверждения авторства Брюллова, невозможно было переоценить. «Вид форта Пику на острове Мадейра» - это редчайший пример обращения художника к пейзажному жанру и единственный, из известных на сегодня, исполненный Брюлловым в технике масляной живописи.

В группу экспертов были включены старшие научные сотрудники Третьяковской галереи, искусствоведы О.А. Алленова - специалист по творчеству Карла Брюллова и Е.И. Ломизе - специалист в области технико-технологического анализа произведений живописи первой половины XIX века. Со специальной аппаратурой, а также c фотография ми фактуры живописной поверхности различных произведений Брюллова, позволивших бы на месте сравнить экспертируемое произведение с эталонными образцами, мы отправились в Лиссабон.

В результате комплексного исследования картина и подпись художника, найденная на подрамнике холста, были признаны подлинными.

Экспертное заключение Третьяковской галереи подтвердило мнение автора настоящей статьи, обнаружившей картину.

Тогда же в Лиссабоне, в Посольстве России в Португалии, сотрудниками ГТГ и владелицей картины Брюллова был подписан Протокол о намерениях, в соответствии с которым нашему музею предоставлялось право преимущественной покупки произведения в течение четырех месяцев. Сумма, заявленная владелицей, составляла 225 тыс. евро.

Не буду рассказывать о долгом и мучительном поиске средств на приобретение картины. И те, кто не откликнулся на обращение Третьяковской галереи, и те, кто пообещал и не сдержал слова, не стоят того, чтобы о них сейчас упоминать. Можно вспомнить лишь о том, что из-за них Третьяковская галерея, как покупатель по договору, не уложилась в условленные сроки. Над картиной русского художника нависла реальная угроза быть проданной не в Россию, а в другие страны.

Какое-то время удалось выиграть, используя личный фактор. Наши отношения с донной Маргаридой были исполнены взаимной симпатии. Мне очень импонировало то, что она не безразлична к искусству, сама преподает рисунок, мечтает о создании собственной мастерской. Донна Маргарида представляет аристократические круги Мадейры и, несмотря на ее южный темперамент, всегда ставила меня в известность перед тем, как предпринимать решительные действия. Всякий раз через переводчицу Валентину Чан письмом, факсом или звонком я умоляла донну Маргариду подождать еще немного. Доводы всегда были одни и те же: нет в других странах более высоких и благодарных, чем в России, ценителей произведений Брюллова; только музейные условия и профессиональная реставрация специалистов Третьяковской галереи, досконально изучивших манеру и технологию художественного письма Брюллова, обеспечат картине долгую жизнь; в каталог музея будет внесено имя донны Маргариды, а ее дети и внуки смогут гордиться тем, что семейный раритет пополнит собрание известной во всем мире Третьяковской галереи.

Самый драматичный момент в истории приобретения картины Брюллова наступил тогда, когда победный результат был совсем близко.

28 июля 2003 года Президент России В.В. Путин подписал Распоряжение о выделении средств на приобретение для Третьяковской галереи картины Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра». Третьяковцы радовались, поздравляли друг друга. Донна Маргариде Лемуш Гомеш было отправлено официальное сообщение о положительном разрешении многотрудного дела.

В тот же день через Посольство России в Португалии нам был передан ответ: владелица картины считает себя свободной от ранее принятых обязательств и через посредничество иностранных фирм, предложивших ей более выгодные финансовые условия, выставляет картину на аукцион.

Единственное, что могло спасти ситуацию, - это фактор времени. Молниеносные и согласованные действия Третьяковской галереи, Администрации Президента, Министерства культуры, Министерства иностранных дел, Министерства финансов и Банка Москвы обеспечили нашу победу.

Особые слова благодарности Чрезвычайному и Полномочному Послу России в Португалии Б.М. Хакимову и заместителю Министра иностранных дел А.В. Потапову.

Иллюстрации
В аэропорту Лиссабона перед вылетом в Москву. Е.В.Бехтиева, Б.М.Хакимов, В.А.Родионов, О.А.Алленова, Т.П.Губанова
В аэропорту Лиссабона перед вылетом в Москву. Е.В.Бехтиева, Б.М.Хакимов, В.А.Родионов, О.А.Алленова, Т.П.Губанова
К.П. Брюллов. Вид форта Пику на острове Мадейра. 1850
К.П. Брюллов. Вид форта Пику на острове Мадейра. 1850
Холст, масло. 65×77
Елена Бехтиева и Маргарида Гомеш
Елена Бехтиева и Маргарида Гомеш
Технологический анализ картины. Эксперт И.Е.Ломизе
Технологический анализ картины. Эксперт И.Е.Ломизе
Подпись художника, выполненная орешковыми чернилами на подрамнике
Подпись художника, выполненная орешковыми чернилами на подрамнике

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play