ТАЙНЫ ЖИВОПИСИ И.П. ПОХИТОНОВА

Лидия Гладкова, Элеонора Пастон

Номер журнала: 
Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

* Опубликовано в ж. «Третьяковская галерея», №4,2010 (29). С.54-63. В настоящем издании печатается с сокращениями.

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ЗАКОНЧИЛА СВОЮ РАБОТУ ВЫСТАВКА «ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК», ПОСВЯЩЕННАЯ 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ПАВЛОВИЧА ПОХИТОНОВА (1850-1923). НА НЕЙ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ И КОЛЛЕКЦИИ О.Л. МАРГАНИЯ (МОСКВА).

Приемы живописи Похитонова на протяжении его творческого пути казались непостижимыми не только для простых зрителей, но и для многих друзей-художников. «Волшебством» называл его живопись В.Н.Бакшеев. «У большинства художников видно, как написано, можно разгадать технику, а у Похитонова не поймешь: намазано, счищено и сверху опять писано. А все живет, дышит. Это действительно какой-то чародей»1. Об этом же говорил Репин: «...как он пишет - никак не поймешь: счищено, потом опять написано сверху. Чародей!»2.

Две картины И.П.Похитонова, о которых пойдет речь в данной статье, приоткрывают завесу тайны над методами работы художника и над возникновением отдельных сюжетов его картин. Одна из них - «Вид на Буживаль» - поступила на экспертизу в Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П.М. Третьякова уже после открытия юбилейной выставки3.

Стилистические и технико-технологические исследования подтвердили авторство Похитонова. При сравнительном анализе сходство прочитывалось в композиции, палитре, характере живописных мазков.

Исследования позволили предположить, что временем создания картины «Вид на Буживаль» является конец 1870-х-начало 1880-х годов.

Технико-технологические исследования показали сложную систему построения красочного слоя, в которой не было единообразия, обычного для работы художников над одной картиной. В картине Похитонова каждый из ее планов имел свои приемы построения. Они перерабатывались художником разновременно и каждый по-своему. Первоначальным наброском композиции пейзажа служил рисунок, выполненный по грунту пером и тушью. В дальнейшей работе рисунок частично записывался последующими слоями, проглядывая в отдельных местах - в изображении реки, крыш домов. Красочный слой переднего плана был счищен почти до грунта, затем по вновь написанному красочному слою, по сырому инструментом типа гребенки нанесено изображение изгороди, а для изображения травы переднего плана применены инструменты с острыми наконечниками, которыми также по сырому красочному слою процарапаны травинки. Иной характер построения красочного слоя в воссоздании заднего плана картины. В изображении акведука по верхнему красочному слою нанесен рисунок карандашом. Эта деталь пейзажа переписывалась несколько раз. При этом приемы живописи этой части картины не противоречат эталонным работам художника, то есть переписывалась самим автором. Исследование в МБС показало, что над изображением неба художник работал также несколькими приемами - в нижних слоях использованы более темные серо-голубые тона, в верхнем слое светлые нежно-бирюзовые оттенки.

В конечном счете стало ясно, что «Вид на Буживаль» представляет собой уникальный образец, раскрывающий живописную кухню Похитонова, о которой как раз и говорил В.И. Бакшеев - «намазано, счищено и сверху опять писано». Но напрашивается вопрос: почему же другие картины Похитонова, в том числе и приобретенные П.М. Третьяковым, не могут служить таким же образцом? Почему техника живописи художника оказалась тайной за семью печатями? Ответом может быть следующее соображение. Картина «Вид на Буживаль» соотносится с самым ранним периодом творчества Похитонова конца 1870-х-начала 1880-х годов. В это время он интенсивно ищет собственную манеру письма. Потому в исследуемой работе все его живописные приемы наиболее явственны в отличие от более поздних произведений, когда техника живописи скрыта дальнейшей сложной отделкой картины.

В процессе подготовки выставки «Чародей-художник» были вновь подняты документальные материалы из отдела рукописей Третьяковской галереи, которые позволили понять происхождение замысла еще одной картины Похитонова «Дорога над берегом моря», подписанной двумя автографами: «И.Похитоновъ» с росчерком и «I Pokitonow». Так художник обычно подписывал свои работы, когда их экспонирование и продажа предполагались как на Западе, так и в России. Картина «Дорога над берегом моря» была исследована в Третьяковской галерее несколько лет назад. Сравнительный стилистический анализ, технико-технологические исследования и привлечение банка данных отдела научной экспертизы позволили подтвердить авторство Похитонова, подлинность его автографов.

Композиция картины выстроена по-похитоновски просто и ясно. Дальний берег уравновешен большим розовым кустом на первом плане, рядом с которым на фоне моря изображена фигурка девушки в национальном наряде с корзинкой в руке, идущая по дорожке вдоль берега. Данные сравнительного анализа позволили датировать картину 1880-началом 1890-х годов. Авторство Похитонова было безусловным, и все-таки картина вызывала вопросы по поводу происхождения ее замысла. Почему фигурка девушки представляет этнографически точно выраженный типаж, как будто почерпнутый из какого-нибудь увража с собранием народных типов, один из которых чуть ли не механически перенесен в картину? Сталкиваться с таким явлением ранее при проведении исследований или просто при просмотре в частных коллекциях и музеях произведений Похитонова не приходилось. Письмо художника П.М. Третьякову от 20 января 1896 года, хранящееся в отделе рукописей Третьяковской галереи, позволило внести ясность. В этом письме, посланном Похитоновым из Льежа, говорится: «Вы, может быть, слыхали, что покойный Государь поручил мне написать виды наших старинных городов, монастырей и вообще исторических памятников, предоставляя полную свободу в выборе того, что мне покажется подходящим. Принимая этот заказ <...>, я думал, ставя в них фигуры, выбирать характерные местные типы и местные же народные костюмы - это сделало бы их до некоторой степени интересными и в этнографическом отношении. <...> я горячо мечтал о предстоящей работе и готовился с полным усердием отдаться ей»4.

Можно предположить, что картина «Дорога над берегом моря» относится к разряду тех работ художника, которые были созданы в рамках подготовки к выполнению поступившего заказа. В том же письме Третьякову Похитонов пишет: «К сожалению, благодаря всяким семейным невзгодам я поставлен в невозможность воспользоваться этим заказом, но мысль сделать что-нибудь в этом роде настолько въелась в меня и так привлекательна, что я не хочу отказаться от нее, не попытав счастья в другом месте. А где же не попытать его, как не у Вас, Павел Михайлович»5.

Таким образом, исследуемая работа может относиться как раз к тем произведениям, которые были созданы в связи с желанием художника «сделать что-нибудь в этом роде». Как шли дальнейшие переговоры Похитонова и Третьякова по поводу замысла художника о создании серии картин историко-этнографического характера, неизвестно. В августе того же года Похитонов прислал в Москву пять ящиков, содержащих «двадцать маленьких панно», среди которых лишь этюды «Баскезки с границы Франции и Испании» напоминали о подготовке к будущим картинам. Все присланные работы были в этом же году приобретены Третьяковым и находятся в настоящее время в Третьяковской галерее. Картина же «Дорога у берега моря» оказалась единственным, насколько мы знаем на сегодняшний день, свидетельством неосуществленного замысла художника. Поскольку Похитонов в 1880-е годы жил в основном во Франции, а с 1893 года в Бельгии, «характерный местный тип», интересный «в этнографическом отношении», был связан с народными костюмами этих стран.

В каталоге III выставки, организованной в Петрограде в декабре 1916 года, за № 326 указана работа Похитонова «На дорожке». В каталоге нет ни ее изображения, ни размеров, но хочется думать, что названа как раз наша картина, оставшаяся, по счастью, в России. Впрочем, это тема уже для дальнейших изысканий.

 

  1. В.Н.Бакшеев. Воспоминания. М., 1961. С.71.
  2. Там же.
  3. До недавнего времени она находилась в семье художника,у потомков его младшей дочери Зои Похитоновой-Маркевич (1888-1972) и была приобретена московским коллекционером на аукционе в Париже.
  4. И.П.Похитонов - П.М.Третьякову. 20.01.1896 г. Отдел рукописей ГТГ. Ф.1 ед.хр.2745. Л.1.
  5. И.П. Похитонов - П.М. Третьякову. 20.01.1896 г. Отдел рукописей ГТГ. Ф.1 ед.хр.2745. Л.1.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play