Парные китайские вазы С СЮЖЕТАМИ ИЗ РОМАНА ШИ НАЙАНЯ «РЕЧНЫЕ ЗАВОДИ»

Анна Шульгат

Номер журнала: 
#3 2017 (56)

В интерьерах дворцового комплекса Ораниенбаума, принадлежавшего императрице Екатерине II, особое место занимали предметы, изготовленные китайскими и японскими мастерами. Одна из наиболее значительных восточных коллекций располагалась в Китайском дворце. После смерти Екатерины II ораниенбаумский ансамбль пережил череду смены хозяев и в 1831 году был передан великому князю Михаилу Павловичу, а позднее перешел во владение его жене - великой княгине Елене Павловне. Благодаря ей продолжилась традиция собирательства произведений китайского и японского искусства. С этого времени в убранстве залов Китайского дворца стали появляться предметы, изготовленные в XIX веке. Среди них можно выделить парные монументальные вазы цилиндрической формы с высоким горлом-раструбом и ручками в виде четырехкоготных драконов-ящериц.

Вазы изготовлены в середине XIX века и декорированы цветными глазурями по рельефному декору. Оба предмета украшали интерьер Малого китайского кабинета, о чем свидетельствует опись, составленная в 1860-х годах лакеем Петушковым[1]. Их форма напоминает древние ритуальные бронзовые сосуды, обычно входившие в комплекты для алтарных наборов, украшавших китайские храмы. Поверхность имеет налепной декор, покрытый плотными цветными глазурями с прорисовкой деталей, контуров и надписей черной краской. В рельефе особое внимание уделяется изображениям человеческих фигур. Всего на каждой вазе 108 персонажей, по 54 с каждой стороны. Это благородные разбойники из знаменитого сочинения «Речные заводи», написанного Ши Найанем в XIV веке[2], каждый из них имеет свой узнаваемый атрибут и снабжен иероглифической надписью с именем.

В основе сочинения лежат исторические источники о восстании Сун Цзяна и литературные памятники: «Хвала Сун Цзяну и другим 36 героям» Гун Шэн-юя, фрагменты из книги «Забытые деяния периода Сюань-хэ Великой Сун». Самое знаменитое историческое лицо, фигурирующее в романе, это Сун Цзян, под предводительством которого вспыхнуло восстание против императорского войска. Сун Цзян руководил повстанческой армией, действовавшей в провинции Шаньдун в течение второго и третьего года правления Сюань-хэ (1120-1121)[3].

Центральная композиция вазы основана на сюжете финальной 70-й главы сочинения, в которой повествуется о заседании 108 благородных разбойников в «Зале Верности и Справедливости» в горах Ляншаньбо. С одной стороны тулова по центру изображен глава повстанческого движения Сун Цзян (Охраняющий справедливость); над ним на белом фоне - надпись из трех иероглифов: 忠義堂 «Зал Верности и Справедливости». С другой стороны изображен Лу Цзюнь-и (Нефритовый Цилинь), над ним - надпись:集義廳 «Зал Совещаний».

В заключительной главе сочинения рассказывается о том, каким образом было поделено влияние в лагере: восточная сторона принадлежала Сун Цзяну, а западная - Лу Цзюнь-и. На вершине горы установлен флаг цвета абрикоса с надписью: 《Во имя неба осуществлять добродетель»; этот флаг с четырьмя иероглифами 替天行道 изображается на вазе в верхней части композиции, слева от Сун Цзяна.

Горло вазы с двух сторон украшено резервами со сценами из романа. С одной стороны - композиция, отчасти воспроизводящая сюжет из 15-й главы, где рассказывается о том, как разбойникам удалось хитростью добыть подарки, которые вез командир Ян Чжи в дар наставнику государя; с другой - сцена с изображением трех братьев Юань, занимающихся рыбным промыслом, братьев Тун Мэн и Тун Вэй, занимающихся контрабандой соли, Ли Цзюня, служащего перевозчиком на реке Янцзы, прозванного «Дракон, будоражащий реки», и Чжан Хэня по прозвищу «Лодочник».

Это персонажи, которые могли фигурировать в 39-й главе, где осужденный на смерть Сун Цзян был спасен разбойниками, перебившими стражу, и переправлен по реке в стан Ляншаньбо, либо в 62-й главе, где повстанцы захватывают в плен Гуань Шэна. Трудно установить достоверно, какая сцена изображена, поскольку главные персонажи Сун Цзян и Гуань Шэн не представлены[4].

Подобный сюжет также встречается и в китайской народной картине. В фонде «Графика Ораниенбаума» хранится лубок из коллекции В.М. Алексеева[5].

Все изображенные на лубке также сопровождаются подписями с их именами. Помимо этого, вверху имеется название:梁山伯收關勝 («Повстанцы из заводи гор Лянь Шань захватывают Гуань Шэна»), которое позволяет предположить, что на вазе - сцена с захватом в плен Гуань Шэна.

Сюжеты из сочинения «Речные заводи» очень часто воспроизводились на предметах декоративно-прикладного искусства, и особенно на фарфоре. Вазы из собрания «Ораниенбаума» представляют собой редкие образцы фарфоровой продукции позднецинского времени. При их изготовлении использовалось множество приемов и стилей декорирования, особое внимание уделялось деталям и трактовке сюжетов.

 

  1. Опись имущества Китайского дворца. Опись лакея Петушкова. 1860-е гг. Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Инв. № КДМ 75.
  2.  Роман «Речные заводи» входит в состав так называемых «Четырех Великих Творений», среди которых такие литературные произведения, как «Троецарствие», «Сон в красном тереме» и «Путешествие на Запад».
  3. Пан Ин. Текстология китайского классического романа («Речные заводи» и «Сон в красном тереме»). СПб., 2008. С. 32.
  4. В декоре использованы образы только108 благородных разбойников, а остальные персонажи романа отсутствуют. Таким образом, часть героев изображается в соответствии с сюжетной линией, а часть выполняет второстепенные роли, то есть изображается в соответствии с необходимостью художественной композиции, и, по сути, дополняет отсутствующих персонажей.
  5. Алексеев Василий Михайлович - русский советский филолог-китаист, переводчик китайской классической литературы; занимался исследованием и коллекционированием китайских народных картин няньхуа. Его коллекция, в которую вошло около двух тысяч листов, в 1955 году пополнила собрание Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Иллюстрации

Парные вазы. Китай. Середина XIX века
Парные вазы. Китай. Середина XIX века
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Сун Цзян в Зале Верности и Справедливости (忠義堂) и Лу Цзюнь-и в Зале Совещаний (集義廳). Фрагменты декора вазы
Сун Цзян в Зале Верности и Справедливости (忠義堂) и Лу Цзюнь-и в Зале Совещаний (集義廳). Фрагменты декора вазы
Сун Цзян в Зале Верности и Справедливости (忠義堂) и Лу Цзюнь-и в Зале Совещаний (集義廳). Фрагменты декора вазы
Малый Китайский кабинет Китайского дворца. 1925–1927
Малый Китайский кабинет Китайского дворца. 1925–1927
Фотография. Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Флаг с надписью «Во имя неба осуществлять добродетель» (替天行道). Фрагмент декора вазы
Флаг с надписью «Во имя неба осуществлять добродетель» (替天行道). Фрагмент декора вазы
Сцена с изображением трех братьев Юань, братьев Тун Мэна и Тун Вэйя, Ли Цзюня и Чжан Хэна. Фрагмент декора вазы
Сцена с изображением трех братьев Юань, братьев Тун Мэна и Тун Вэйя, Ли Цзюня и Чжан Хэна. Фрагмент декора вазы
Лубочная картина «Повстанцы из заводи гор Ляньшань захватывают Гуань Шэна». Конец XIX – начало XX века
Лубочная картина «Повстанцы из заводи гор Ляньшань захватывают Гуань Шэна». Конец XIX – начало XX века
Китай. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">