Мастер детского портрета

Сюзанна Серова

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#3 2015 (48)

Детство как своеобразный феномен в жизни человека, когда сознание не замутнено и все в мире воспринимается с радостью и доверчивостью, всегда привлекало творческих людей. В западноевропейском искусстве это изображения многочисленных мадонн с младенцами, в чьих образах передано неразрывное двуединство материнства и детства - то кровно-духовное, что требует защиты, любви и сочувствия. Российские художники стремились постигнуть тот особенный духовный свет, который исходит от детей.

Валентин Александрович Серов, мастер психологического портрета, не раз писал детей. Для него это было своего рода отдохновением души, попыткой приблизиться к юному несуетному миру. Душа художника всегда тяготела к отрадному, и именно в детях находил он тот образ тихого света, светящейся тишины, где еще хранится тайна божественной приобщенности к истинному миру красоты.

Еще будучи совсем юным, художник почувствовал особую притягательность детской веры в доброту окружающего мира и выразил это сопереживание такими словами: «Буду писать только отрадное!». Материализацией этого откровения явилась Веруша Мамонтова - она же «Девочка с персиками». Для самого Серова всем известный ныне детский портрет стал своеобразным отражением атмосферы абрамцевского содружества, в которой он был поистине счастлив.

И далее на протяжении всей своей жизни Валентин Александрович не раз прикасался к миру детства с такой прозорливой нежностью и любовью, как мало кто другой. Из-под кисти Серова то и дело возникали проникновенные образы - и детей из его ближайшего окружения, и портреты либо зарисовки собственных нежно любимых отпрысков. Писал ли он по заказу или по собственному призванию, но все дети в его творчестве озарены особым светом как оберегом. Будь то «розовая принцесса» Ольга, дочь Александра III, или совсем маленький Мика Морозов (будущий замечательный шекспировед), запечатленный в детском стульчике, или собственный сын Серова - Саша - за столиком, с книжкой и куклой на втором плане - во всех этих работах убедительно явлен мир отрадный и неприкосновенный, принадлежащий только им, только этим детям, в глазах которых сквозит жажда познания.

Вот перед нами портрет жены художника в шляпке - Ольги Федоровны (урожденной Трубниковой). Она - само воплощение материнства. А в глубине освещенного ярким солнцем луга изображены двое детишек, уже как бы выпорхнувших из-под ее догляда, однако по-прежнему требующих ее нежного внимания. Или сыновья Валентина Александровича - Юра и Саша, изображенные не то на балконе, не то на палубе: один смотрит на нас, а другой вдаль. Это ли не символ детской пытливости, которая ставит взрослых порою в тупик. На едва тронутом кистью полотне две девочки Боткины - племянницы Павла Третьякова - вызывают отчетливую трогательную ассоциацию с птенчиками.

При этом Валентин Александрович категорически чужд украшательства, его кисть точна и избирательна. Так, пастушонок в картузе сидит на детально выписанном осеннем убранном жнивье: его лица не видно, он что-то пристально рассматривает, и в своем сосредоточении этот ребенок по-особому чист и притягателен. В той же цветовой тональности то ли ранней осени, то ли кануна праздника Преображения Господня, с той же непринужденностью и теплотой выполнен двойной портрет старшей дочери художника Ольги и одного из ее братьев - Антона.

Валентин Александрович часто бывал в семье своих двоюродных сестер Симонович, здесь он познакомился со своей будущей женой - Ольгой Трубниковой, сиротой, удочеренной врачом ее рано умерших родителей. Трудно не залюбоваться ее образом, запечатленным Серовым на ранних портретах, ее необыкновенной чистотой («У окна»).

Для Серова мир природы (будь то луг, жниво, окно в сад, море) и мир детства почти тождественны. Вспомним, к примеру, работу «Купанье лошади» (1905): на первом плане - его старший сын с конем, а вдали бегут по балтийскому мелководью еще несколько мальчиков - кажется, вполне явственно слышен смех, ощущаются брызги соленой воды и свист теплого порывистого ветра...

Много тем для пейзажей и портретирования дало Валентину Александровичу Домотканово - имение Дервизов, за одного из представителей которого вышла замуж двоюродная сестра художника Надя Симонович. На листе железа - видимо, первом, что попалось под руки, - пишет художник Надю Симонович-Дервиз с малюткой на руках. Головка спящего младенца изображена так, что зрителю передается чувство защищенности, обретаемой ребенком подле юной матери, сама же она - воплощение бесконечной доброты, любви и нежности.

Очаровательна и юность на картинах художника. К примеру, девочки Касьяновы с нарядными бантами - они уже почти девушки, но все равно еще совсем по-детски держатся друг за дружку... Или Аделаида Симонович зачиталась в саду - книжка лежит перед ней на столе, а на шее - приковывающие внимание зрителя ярко-красные бусы. Вот еще одна девочка из той же семьи - на вид совсем ребенок, а взгляд уже изучающий, почти взрослый.

Эпоха начала ХХ века подарила русской культуре двух величайших художников-портретистов - В.А. Серова и А.П. Чехова. Бесконечно многое сближает этих мастеров психологического портрета, они буквально пронизывают свое время концептуальным и личностным художественным анализом. Не удивительно ли, что мастер слова А.П. Чехов и мастер кисти В.А. Серов обладали одинаково зорким глазом. Раскрывая внутреннюю суть личности при создании своих произведений, они всегда тонко констатировали социальную принадлежность своих героев. Без труда можно сопоставить и серовского пастушка с чеховским Ванькой Жуковым, сочинившим бесконечно наивное письмо на деревню дедушке, - во всех произведениях отчетливо видна «детская» душа, такая уязвимая в мире взрослых и вместе с тем ищущая способ быть включенной во вполне зрелую, осознанную деятельность.

А.П. Чехов и В.А. Серов успели за прожитые каждым из них неполных 45 лет создать и оставить потомкам многоаспектный глубокий анализ своей эпохи, ее портрет, стиль и характер. В переломный период истории, при всей его жесткости и неустойчивости, им удалось в полной мере сохранить любовь, нежность и надежду в созданных ими портретах детей.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play