С 12 мая начинает работу выставка Александры Овчинниковой «Авторуины»

Музей современного искусства Эрарта

Авторуины. Живопись Александры Овчинниковой

12.05.2017 — 18.06.2017
6+


Александра Овчинникова. Бензоколонка. 2017. Холст, масло. 80x120 см

На выставке живописи Александры Овчинниковой в музее Эрарта раскрывается «душевность» ретроавтомобилей.

Автомобили 50-х и 60-х годов кажутся живописцу Александре Овчинниковой антропоморфными. Она подолгу вглядывается в их «морды» во время затяжных пленэров в музее ретроавтомобилей. Перед живописцем подобное место ставит целый ряд увлекательных задач. Царящее здесь буйство трав и полевых цветов, облупившаяся краска в сто слоев на побитых ржавчиной и местами замшелых корпусах автомобилей, их приятные глазу округлые формы помимо зрительных впечатлений вызывают у художника элегические эмоции.

Искусство романтизма воспело античные руины, полуразрушенные средневековые замки и забытые могилы. Романтики конца ХХ столетия уже обратили внимание на образ «авторуины», таящейся то в лесной глуши, то в тупиках извилистых улочек. Забытые и побитые временем автомобили, вросшие в землю и рассыпающиеся на ветру, едва ли оставят равнодушным человека знакомого с романтической поэтикой. Повстречав череп грузовика ЗИЛ с его глуповатым оскалом, невольно вспоминаешь монолог Гамлета, обращенный к останкам шута.

Вероятно, проектировщики неслучайно создали автомобили столь похожими на людей. В то время, когда потоки машин наводняли улицы крупных городов и проселочные дороги, новую технологию необходимо было «гуманизировать». Следы этой адаптации остались в городском фольклоре и целом ряде текстов. В популярной песне 60-х на стихи С. Кирсанова Майя Кристалинская проникновенным голосом пела: «У тебя такие глаза, будто в каждом по два зрачка, как у самых новых машин».

Сегодня автомобильный дизайн существенно изменился, как и отношение к автомобилю. Но в языке автолюбителей до сих пор наблюдается психологический параллелизм человека и машины. Помимо фар, именуемых «зенками», или зеркал-ушей, машины по-прежнему наделяют «мордами» и иными признаками, свойственными живой природе: «ушастый», «горбатый». Особенно интересны народные прозвища, раскрывающие душевные качества машины, «написанные на морде» или созвучные иностранному названию. На улице то и дело можно встретить паршивца, забияку, хитрилу, пижона, а то и вовсе беременную антилопу.

Автомобиль для многих является местом уединения и размышлений, а часто и собеседником. Не случайно автомобильные свалки чаще именуются «кладбищами» или «захоронениями». Встреча с пустыми глазницами какой-нибудь «Волги» или «Москвича» действительно способна вызвать скорбные чувства. В живописной серии Александры Овчинниковой эта трагическая нота заглушается пестрым карнавалом красок. Ржавые черепа рядятся в венки из васильков, выстаиваются в хороводы и будто красуются, заявляя «Какой я вам дед! Я солдат-ветеран! На теле ношу я четырнадцать ран!».

О художнике:
Александра Овчинникова родилась в 1974 году в Ленинграде, где окончила художественное училище имени Рериха. Художница провела более двадцати персональных выставок. Она постоянно участвует в групповых выставках и арт-проектах, в том числе в Государственном Русском музее, в Фонде Михаила Шемякина и арт-центре «Митьки». Работы Александры Овчинниковой находятся в собраниях музеев Пскова, Петрозаводска, Мурманска, Архангельска, Республики Карелия, в музее Эрмитаж (Выборг), а также в частных коллекциях по всему миру. Она член Союза художников России и Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA). Ее награды: президентский стипендиат (2004), лауреат премии фестиваля «От авангарда до наших дней» (2004, 2005), бронзовая медаль IFA (2012), государственная стипендия (2014), золотая медаль за лучшую персональную выставку IFA (2015).

www.erarta.com

title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">