С 12 мая начинает работу выставка Александры Овчинниковой «Авторуины»

Музей современного искусства Эрарта

Авторуины. Живопись Александры Овчинниковой

12.05.2017 — 18.06.2017
6+


Александра Овчинникова. Бензоколонка. 2017. Холст, масло. 80x120 см

На выставке живописи Александры Овчинниковой в музее Эрарта раскрывается «душевность» ретроавтомобилей.

Автомобили 50-х и 60-х годов кажутся живописцу Александре Овчинниковой антропоморфными. Она подолгу вглядывается в их «морды» во время затяжных пленэров в музее ретроавтомобилей. Перед живописцем подобное место ставит целый ряд увлекательных задач. Царящее здесь буйство трав и полевых цветов, облупившаяся краска в сто слоев на побитых ржавчиной и местами замшелых корпусах автомобилей, их приятные глазу округлые формы помимо зрительных впечатлений вызывают у художника элегические эмоции.

Искусство романтизма воспело античные руины, полуразрушенные средневековые замки и забытые могилы. Романтики конца ХХ столетия уже обратили внимание на образ «авторуины», таящейся то в лесной глуши, то в тупиках извилистых улочек. Забытые и побитые временем автомобили, вросшие в землю и рассыпающиеся на ветру, едва ли оставят равнодушным человека знакомого с романтической поэтикой. Повстречав череп грузовика ЗИЛ с его глуповатым оскалом, невольно вспоминаешь монолог Гамлета, обращенный к останкам шута.

Вероятно, проектировщики неслучайно создали автомобили столь похожими на людей. В то время, когда потоки машин наводняли улицы крупных городов и проселочные дороги, новую технологию необходимо было «гуманизировать». Следы этой адаптации остались в городском фольклоре и целом ряде текстов. В популярной песне 60-х на стихи С. Кирсанова Майя Кристалинская проникновенным голосом пела: «У тебя такие глаза, будто в каждом по два зрачка, как у самых новых машин».

Сегодня автомобильный дизайн существенно изменился, как и отношение к автомобилю. Но в языке автолюбителей до сих пор наблюдается психологический параллелизм человека и машины. Помимо фар, именуемых «зенками», или зеркал-ушей, машины по-прежнему наделяют «мордами» и иными признаками, свойственными живой природе: «ушастый», «горбатый». Особенно интересны народные прозвища, раскрывающие душевные качества машины, «написанные на морде» или созвучные иностранному названию. На улице то и дело можно встретить паршивца, забияку, хитрилу, пижона, а то и вовсе беременную антилопу.

Автомобиль для многих является местом уединения и размышлений, а часто и собеседником. Не случайно автомобильные свалки чаще именуются «кладбищами» или «захоронениями». Встреча с пустыми глазницами какой-нибудь «Волги» или «Москвича» действительно способна вызвать скорбные чувства. В живописной серии Александры Овчинниковой эта трагическая нота заглушается пестрым карнавалом красок. Ржавые черепа рядятся в венки из васильков, выстаиваются в хороводы и будто красуются, заявляя «Какой я вам дед! Я солдат-ветеран! На теле ношу я четырнадцать ран!».

О художнике:
Александра Овчинникова родилась в 1974 году в Ленинграде, где окончила художественное училище имени Рериха. Художница провела более двадцати персональных выставок. Она постоянно участвует в групповых выставках и арт-проектах, в том числе в Государственном Русском музее, в Фонде Михаила Шемякина и арт-центре «Митьки». Работы Александры Овчинниковой находятся в собраниях музеев Пскова, Петрозаводска, Мурманска, Архангельска, Республики Карелия, в музее Эрмитаж (Выборг), а также в частных коллекциях по всему миру. Она член Союза художников России и Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA). Ее награды: президентский стипендиат (2004), лауреат премии фестиваля «От авангарда до наших дней» (2004, 2005), бронзовая медаль IFA (2012), государственная стипендия (2014), золотая медаль за лучшую персональную выставку IFA (2015).

www.erarta.com

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">