Открытие выставки Антуанетты фон Саурмы 20.11.2017

20 ноября в 19:00 в ММОМА Петровка 25 состоится открытие выставки Антуанетты фон Саурмы "Топография травмы"

АНТУАНЕТТА ФОН САУРМА. ТОПОГРАФИЯ ТРАВМЫ

Даты проведения: 21 ноября – 8 января 2018 года
Адрес: ММОМА, Петровка, 25
Куратор: Анна Журба

АНТУАНЕТТА ФОН САУРМА. ТОПОГРАФИЯ ТРАВМЫ

Московский музей современного искусства представляет первую в России персональную выставку немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы – «Топография травмы». На выставке представлены четыре серии графических работ художницы, созданные за последние пять лет: «Катастрофы» (2012-2017), «Архив теней 1, 2» (2015-2017), «Стоически падая в море» (2016-2017), «Поколение» (2015-2017), – а также специально разработанные для ММОМА работы в жанре «сайт-специфик». Выставка выстраивает пространство травмы в представлении Антуанетты фон Саурмы по масштабу последствий катастрофы: от глобальных, таких как изменение экосистемы (серия «Катастрофы»), до личных – влияния Второй мировой войны на судьбу семьи художницы (проект «Поколение»), таким образом задавая систему координат, в которую зритель может поместить события собственной жизни.

Меняя оптику взгляда на катастрофы с общечеловеческой до индивидуальной, художница говорит об общности и вместе с тем хрупкости будущего, его обусловленности деятельностью человека и его отношением к природе. Репрезентация природы и ее взаимодействия с человеком задает еще одно измерение восприятия трагедии. В серии «Катастрофы» на основе материалов СМИ о последних стихийных бедствиях художница создает образы постапокалиптических ландшафтов, одновременно пугающие и завораживающие. В инсталляции «Архив теней» Саурма связывает экологические и гуманитарные катастрофы, рисуя окружающую среду будущего дистопией мира исчезнувших теней как результат экономического роста и технологического прогресса. Гуманитарная катастрофа выходит на первый план в серии «Стоически падая в море», где стихия предстает как одновременно реальное обстоятельство судьбы беженцев и метафора неуверенности в будущем. В проекте «Поколение», одном из самых разнообразных и сложных по структуре, но также одном из самых личных, художница отходит от темы природы и обращается к теме сохранения памяти, важной для нее в контексте истории ее семьи. Во времена Второй мировой войны семья художницы была вынуждена эмигрировать из нацистской Германии в Южную Африку, вследствие чего был утерян весь семейный архив, а вместе с ним и связь с родственниками. Своего рода возмещением утраты стала серия «Поиск», одна из трех частей проекта «Поколение», в которой, реконструируя образ отца по фотоальбомам дальних родственников, фон Саурма смогла создать для него семейный альбом посмертно.

Важной особенностью творческого метода Саурмы является внимание к выразительным средствам: порой художница изобретает новую технику для наиболее точного выражения идеи, как, например, в серии «Стоически падая в море». «Душераздирающая судьба ищущих новой жизни и их храбрая, хоть зачастую и бесплодная борьба заставляют меня рисовать фигуры тушью и водорастворимыми карандашами. Они попадают под дождь, в воду, я вижу, как они тонут, – и останавливаю процесс до того, как они полностью исчезнут, как бы давая им шанс на спасение», – рассказывает художница.

Проект «Топография травмы» станет продолжением программы ММОМА по организации международных выставок в рамках культурного сотрудничества между Россией и Германией. К открытию проекта приурочена публикация каталога на русском и английском языках, приобрести который можно будет в ММОМА ART BOOKSHOP.

Подробнее на сайте ММОМА

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">