Олег Каравайчук. Выставка "Как мне взять ноту "ми"?

В ночь кино ГЦСИ открывает выставку,
посвященную памяти Олега Каравайчука,
«Как мне взять ноту «ми»?


Фотограф Станислав Левшин. © Предоставлена Фондом Олега Каравайчука

27 августа Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) совместно с Фондом Олега Каравайчука представляет проект, посвященный памяти выдающегося композитора, пианиста-виртуоза, классика современного искусства – Олега Николаевича Каравайчука (1927 – 2016) «Как мне взять ноту «ми»?». Проект приурочен к Году российского кино.

Олег Каравайчук, написавший музыку к более 150-ти кинолентам, среди которых такие знаковые фильмы, как «Короткие встречи» и «Долгие проводы» Киры Муратовой, «Чужие письма» и «Монолог» Ильи Авербаха, оказал влияние на многих композиторов и музыкантов современности. Его карьера пианиста началась с семи лет, когда он участвовал в концерте для Иосифа Сталина. Спустя несколько лет на экзаменационном выступлении в консерватории будущий композитор выдал собственное сочинение за произведение Баха. Музыкальные композиции Каравайчука соединяли в себе минимализм и цитатность, в основе этого органичного слияния была бесконечная импровизация. Фильмография Каравайчука охватывает огромный временной период - с середины 1950-х годов до начала 2000-х. Ценность многих из этих фильмов определяется именно музыкой, превращающей традиционное кино в экспериментальное художественное произведение. Олег Каравайчук был легендарной личностью, работал с молодыми художниками, «переписывал» историю мирового кинематографа, сочиняя новую музыку к культовым фильмам западноевропейских режиссеров. Его сольные концерты превращались в провокативные перформансы.


Фотограф Сергей Аутраш. © Предоставлена Фондом Олега Каравайчука

Выставка задумана кураторами Ириной Горловой и Кариной Караевой как тотальная мультивидеоинсталляция, оммаж творчеству Олега Каравайчука, в основе которого импровизированный уникальный постмодернистский коллаж с виртуозным использованием музыкальных цитат разных эпох. Экспозиция, в которой, как говорил о своих композициях Каравайчук, «абсолютно разные сочинения соединены в единую чудовищной красоты гармонию», состоит из опоясывающих выставочный зал 10 проекций с фрагментами российских фильмов, в которых звучит музыка Олега Каравайчука.

Открытие выставки приурочено к акции «Ночь кино». На открытии состоится презентация документального фильма режиссера Андреса Дюке «Олег и редкие искусства», премьера которого состоялась в Роттердаме в начале 2016 года. Фильм, ставший последним документальным свидетельством жизни композитора, исследует феномен гениальности, место художника в современной реальности. Фильм представит ассистент режиссера, сокуратор выставки – Карина Караева.

«Он был очень жизнелюбивым, жизнерадостным человеком. Испытывая инфантильную эйфорию от жизни, он сочетал ее с пониманием того, что новая реальность разрушает человечество. На выставке мы показываем фильм о нем. Я была вторым режиссером и могу сказать, что фильм выстраивался сложно, с естественными для фигуры Олега Николаевича творческими «кровоподтеками». Общение, бесконечные диалоги и монологи Олега Николаевича, его речь будто с другой планеты, будто об иной реальности, стала частью фильма. Блуждая по Эрмитажу и размышляя об истории России, о ее горе и месте художника, Олег Николаевич выглядит разочарованным. Однако даже это разочарование в конечном счете оборачивается для него радостью творчества, радостью столкновения с Богом. Этот фильм стал последним свидетельством его долгого гениального пути, озаренного вечным сопротивлением официальной культуре и позицией аутсайдера как единственной миссии современного художника».

Карина Караева, куратор программ кино и видеоарта ГЦСИ, куратор выставки «Как мне взять ноту «ми»?

 

Открытие 27 августа, суббота, 19:00
Презентация фильма Андреса Дюке «Олег и редкие искусства»,
дискуссия - 27 августа, суббота, 20:00

Место проведения: ГЦСИ (ул. Зоологическая, д. 13, стр. 2)
Даты проведения: 28 августа- 4 сентября

Организаторы: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Фонд Олега Каравайчука
При поддержке: Госфильмофонда России
Кураторы проекта: Ирина Горлова, Карина Караева
Состав проекта: Документальный фильм «Олег и редкие искусства» (реж. Андреас Дюке, 2016 г.)

Отрывки из фильмов:
Два капитана (реж. Владимир Венгеров, комп. Олег Каравайчук, 1955 г.)
Солдаты (реж. Александр Иванов, комп. Олег Каравайчук, 1956 г.)
Люблю тебя, жизнь (реж. Александр Иванов, комп. и актер Олег Каравайчук, 1960 г.)
У крутого яра (реж. Кира Муратова, Александр Муратов, комп. Олег Каравайчук, 1961 г.)
После свадьбы (реж. Михаил Ершов, комп. Олег Каравайчук, 1962 г.)
Город мастеров (реж. Владимир Бычков, комп. и актер Олег Каравайчук, 1965 г.)
Короткие встречи (реж. Кира Муратова, комп. Олег Каравайчук, 1967 г.)
Мама вышла замуж (реж. Виталий Мельников, комп. Олег Каравайчук, 1969 г.)
Городской романс (реж. Пётр Тодоровский, комп. Олег Каравайчук, 1970 г.)
Секундомер (реж. Резо Эсадзе, комп. и актер Олег Каравайчук, 1970 г.)
Долгие проводы (реж. Кира Муратова, комп. Олег Каравайчук 1971 г.)
Драма из старинной жизни (реж. Илья Авербах, комп. Олег Каравайчук, 1971 г.)
Комитет 19-ти (реж. Савва Кулиш, комп. Олег Каравайчук, 1972 г.)
Монолог (реж. Илья Авербах, комп. Олег Каравайчук, 1972 г.)
Облака (реж. Борис Степанов, комп. Олег Каравайчук, 1973 г.)
Ксения, любимая жена Федора (реж. Виталий Мельников, комп. Олег Каравайчук, 1974 г.)
Чужие письма (реж. Илья Авербах, комп. Олег Каравайчук, 1975 г.)
Летняя поездка к морю (реж. Семён Аранович, комп. Олег Каравайчук, 1977 г.)
Дикие лебеди (реж. Хелле Мурдмаа, комп. Олег Каравайчук, 1987 г.)


Фотограф Станислав Левшин. © Предоставлена Фондом Олега Каравайчука

Рекомендуемый возрастной ценз: 12+

ncca.ru

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play