Музей-заповедник «Царицыно» представляет выставку «Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при Российском дворе».
Музей-заповедник «Царицыно»
представляет выставку
«Братья Гроот: портретист и зверописец.
Немецкие художники при Российском дворе».
1 июня — 17 сентября 2017
музей-заповедник «Царицыно»: Дольская, 1, Хлебный дом
1 июня для посетителей «Царицыно» в Хлебном доме откроется первая персональная выставка живописцев из Штутгарта, работавших в России во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Георг Христоф «Гофмалер» Гроот (1716–1749) прославился своими небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо. Грооту-старшему нравилось угождать Елизавете Петровне — он с удовольствием запечатлевал на холсте придворную жизнь в период ее царствования. Гроот писал как парадные портреты, так и портреты, не предназначенные для всеобщего обозрения, и на них императрица была изображена в самых неожиданных образах: и храброй предводительницей лейб-кампании на коне, и таинственной барыней на балу, и вечно юной обнаженной богиней Флорой. Гроот-старший приехал в Россию первым. Почти сразу был принят при дворе, много и с удовольствием рисовал, а когда узнает, что Елизавета Петровна планирует устроить в Царском Селе павильон, где бы висели только картины, изображающие животных, рекомендует пригласить своего младшего брата.
Георг Христоф Гроот (?).Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме.
Вторая половина 1740-х годов. Холст, масло. 64,8х49 см. Поступил в 1896 году, дар художницы М.Н. Ширшевой, урожденной Акифлевой. Нижегородский государственный художественный музей.
Иоганн Фридрих «Иван Федорович» Гроот (1717–1800) был первым официально признанным русским анималистом (или «зверописцем») и руководителем класса «зверей и птиц» Императорской Академии художеств (до него писать зверей и птиц в академии никак специально не учили). Гроот создавал очень реалистичные и одновременно иллюзорные полотна, передавая в тончайших деталях повадки домашних и диких животных. Известно, что над каждой картины Гроот работал подолгу, наблюдая животных в природе и зарисовывая их с натуры в мастерской (для чего ему предоставляли пойманных на охоте птиц и зверей). Каждое новое полотно Гроота-зверописца служило поводом для визита в его мастерскую большого количества великосветских гостей.
Иоганн Фридрих Гроот. Дикие кошки. 1763.
Холст, масло. 114х143 см. Нижегородский государственный художественный музей
Долгое время имена братьев Гроот были забыты — их полотна экспонировались в числе прочих, о художниках до обидного мало писали и говорили. На выставке в музее «Царицыно» впервые будет собрано максимально полное художественное наследие Гроотов — около 60 живописных произведений из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Царского села, Петергофа, Гатчины, а также музеев Нижнего Новгорода и частных собраний.
Куратор проекта — доктор искусствоведения Людмила Маркина, автор монографии «Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века», выпущенной в издательстве «Памятники исторической мысли» в 1999 году.
Выставка «Братья Гроот: портретисты и зверописцы. Немецкие художники при Российском дворе»
1 июня — 17 сентября 2017
музей-заповедник «Царицыно»: Дольская, 1, Хлебный дом