Музей-заповедник «Царицыно» представляет выставку «Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при Российском дворе».

Музей-заповедник «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно»

представляет выставку

«Братья Гроот: портретист и зверописец.
Немецкие художники при Российском дворе».

1 июня — 17 сентября 2017
музей-заповедник «Царицыно»: Дольская, 1, Хлебный дом

Братья Гроот: портретист и зверописец

1 июня для посетителей  «Царицыно» в Хлебном доме откроется первая персональная выставка живописцев из Штутгарта, работавших в России во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Георг Христоф «Гофмалер» Гроот (1716–1749) прославился своими небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо. Грооту-старшему нравилось угождать Елизавете Петровне — он с удовольствием запечатлевал на холсте придворную жизнь в период ее царствования. Гроот писал как парадные портреты, так и портреты, не предназначенные для всеобщего обозрения, и на них императрица была изображена в самых неожиданных образах: и храброй предводительницей лейб-кампании на коне, и таинственной барыней на балу, и вечно юной обнаженной богиней Флорой. Гроот-старший приехал в Россию первым. Почти сразу был принят при дворе, много и с удовольствием рисовал, а когда узнает, что Елизавета Петровна планирует устроить в Царском Селе павильон, где бы висели только картины, изображающие животных, рекомендует пригласить своего младшего брата.

Георг Христоф Гроот (?).Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. Вторая половина 1740-х годов
Георг Христоф Гроот (?).Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме.
Вторая половина 1740-х годов. Холст, масло. 64,8х49 см. Поступил в 1896 году, дар художницы М.Н. Ширшевой, урожденной Акифлевой. Нижегородский государственный художественный музей.

Иоганн Фридрих «Иван Федорович» Гроот (1717–1800) был первым официально признанным русским анималистом (или «зверописцем») и руководителем класса «зверей и птиц» Императорской Академии художеств (до него писать зверей и птиц в академии никак специально не учили). Гроот создавал очень реалистичные и одновременно иллюзорные полотна, передавая в тончайших деталях повадки домашних и диких животных. Известно, что над каждой картины Гроот работал подолгу, наблюдая животных в природе и зарисовывая их с натуры в мастерской (для чего ему предоставляли пойманных на охоте птиц и зверей). Каждое новое полотно Гроота-зверописца служило поводом для визита в его мастерскую большого количества великосветских гостей.

Иоганн Фридрих Гроот. Дикие кошки. 1763
Иоганн Фридрих Гроот. Дикие кошки. 1763.
Холст, масло. 114х143 см. Нижегородский государственный художественный музей

Долгое время имена братьев Гроот были забыты — их полотна экспонировались в числе прочих, о художниках до обидного мало писали и говорили. На выставке в музее «Царицыно» впервые будет собрано максимально полное художественное наследие Гроотов — около 60 живописных произведений из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Царского села, Петергофа, Гатчины, а также музеев Нижнего Новгорода и частных собраний.

Куратор проекта — доктор искусствоведения Людмила Маркина, автор монографии «Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века», выпущенной в издательстве «Памятники исторической мысли» в 1999 году.

Выставка «Братья Гроот: портретисты и зверописцы. Немецкие художники при Российском дворе»

1 июня — 17 сентября 2017
музей-заповедник «Царицыно»: Дольская, 1, Хлебный дом

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play