Дэмиен Хёрст в Галерее Гари Татинцяна

Галерея Гари Татинцяна и журнал L’OFFICIEL RUSSIA

представляют персональную выставку
одного из самых ярких и противоречивых художников современности

DAMIEN HIRST

31 Марта - 1 Июня

Превью:
Четверг, 30 Марта

Искусство Дэмиена Хёрста затрагивает темы, идеи и чувства, фундаментальные для человеческого сознания. Темы, остающиеся непреложной истиной нашего существования, независимо от риторики и дискурса об искусстве как таковом. Хёрст работает с материями, предвосхитившими основы формальной истории искусства, вплоть до самых ранних проявлений индивидуального и социального бытия: стремление к красоте и эстетическая ценность драгоценных материалов; попытки личностного анализа и равные по силе потребность в тайне, очаровании и благоговейном страхе, где главное — осознание неизбежности смерти на любом из жизненных этапов.

Альтернативный взгляд на искусство Хёрста позволяет предположить, что пресловутая четкая граница между традиционной культурой, культурой глубинных основ, и постмодернизмом – культом поверхностного изображения – сильно размыта или не существует вовсе.


Skull with pills, 2008, Oil on canvas, 5.7 x 61 cm

«В искусстве есть лишь одна идея. И у всего, что мы делаем — лишь одна причина. - говорит Хёрст, - Это поиск ответа на главные вопросы: для чего, где, что и кто. Откуда мы пришли, куда движемся и есть ли в этом смысл? Величайшие произведения всех времен именно об этом». «Я не хочу никому навязывать свои мысли. Я лишь хочу заставить вас думать – вместе со мной. Правильных ответов не существует, есть только вопросы, и я надеюсь, что эти вопросы помогут вам проложить свой путь сквозь тьму». Хёрст ведет непрерывный поиск среди пробелов в познании человеческой природы, словно готовя зрителя ко дню, когда придется столкнуться с глубинными страхами и идеей «физической невозможности Смерти в сознании живых».

Дэмиен Хёрст. Beautiful Muruga Paranoia Intense Painting (With Extra Inner Beauty), 2008
Beautiful Muruga Paranoia Intense Painting (With Extra Inner Beauty), 2008

Изображения черепов, так часто встречающиеся во всей истории искусства, снова и снова возникают в работах художника как символы тайны, сохранившейся благодаря своей невербальной мистической силе. Даже в форме китча, работы Хёрста по-прежнему являются объектом глубокого размышления и катализатором внутреннего диалога. Начав такой диалог с внешнего визуального толчка, зритель погружается в анализ собственных эмоций и постепенно приходит к новым, порой неожиданным для него самого выводам. В своей символической трактовке классического упоминания о смерти на пике красоты, художник признает: «Я одержим мыслями о смерти и бренности жизни, особенно своей собственной. А свое искусство ты посвящаешь именно тем вещам, которыми одержим».

Дэмиен Хёрст

Дэмиен Херст родился в Бристоле в 1965 г. Он закончил в Goldsmiths College в Лондоне и впервые привлек внимание публики в 1988 г., когда принял участие в курируемой им выставке Freeze, где представил свою работу и работы своих сокурсников по колледжу. Спустя почти четверть века, Херст становится одним из ведущих художников своего поколения.

В 1992 г. он участвует в выставке Young British Artists в галерее Саатчи в Лондоне, а в 1995 г. получает премию Тернера.

Среди широко известных работ Херста: “The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991)” - тело акулы, помещенное в аквариум с формальдегидом, холсты с крыльями бабочек, пятнами и узорами краски и инкрустированный алмазами череп For the Love of God (2007).

 

Дэмиен Хёрст. The Rose Window, Durham Cathedral, 2008
The Rose Window, Durham Cathedral, 2008. Butterflies and metallic paint on canvas in artist’s frame. 299.2 x 299.2 x 15 cm

Для создания эффекта храмового витража в своих картинах Хёрст использует цветные крылья тропических бабочек. Ошеломляющая симметрия его работы RoseWindow, созданной металлизированной краской с использованием бабочек на холсте, хрупкость и яркие цвета которой легли в основу круглой орнаментальной мозаики, точно воспроизводит средневековое окно-розетку Даремского собора. Этот повторяющийся в истории искусства образ – бабочка как символ души – символизирует хрупкость и недолговечность красоты жизни в целом.

Яркие холсты, инкрустированные бабочками, бриллиантами и драгоценными камнями, – смесь изящности и глянцевого блеска западной культуры потребления, отражают трагедию тонких взаимоотношений между конечностью бытия, сознанием и красотой.

Используя отдельные предметы как часть целого, Хёрст создает единый сложный организм, где ставит под вопрос ценность каждого элемента, и возможность определения художественной значимости таблетки, бриллианта или пятна краски. Его артистическое видение мира передается зрителю, заставляя задуматься над глобальным вопросом о сути концептуального и визуального искусства и его воздействии на сознание человека.

Дэмиен Хёрст. Tetrachloroauric acid, 2008
Tetrachloroauric acid, 2008

Работы Хёрста в технике Spotpainting породили множество дискуссий в мире искусства сразу после их появления в середине 1980-х. Пятна характерных цветов расположены на холсте в виде упорядоченной сетки; четкая схема предполагает наличие цветовой последовательности и структуры, однако при взгляде на картину, возникает ярко выраженное внутреннее ощущение хаоса. Художник объяснил этот феномен отсутствием желаемого взаимодействия цветов: «Если пристально смотреть на любую из картин этой серии, происходит странная вещь: повторяющихся цветов слишком мало, поэтому исчезает гармония. В нашем сознании мы привыкли выделять аккорды одного цвета и сочетать их с аккордами других цветов – это необходимо нам для создания упорядоченного смысла. Здесь этого не происходит. Поэтому каждая картина наполнена подсознательным чувством беспокойства; при этом цвета настолько яркие, что его трудно ощутить, но все-таки оно есть». Именно эта техника дала художнику желанный контроль над цветом: «Моими проблемами в живописи были цвет и поиск структуры, на которую я мог бы его нанести. Мог бы контролировать его, вместо того, чтобы позволить ему контролировать меня. Когда мне это удалось, у меня больше не возникало проблем с цветом».

Дэмиен Хёрст. Claustrophobia/Agoraphobia, 2008
Claustrophobia/Agoraphobia, 2008. Gas masks, glass, stainless steel and surgical instruments. 240 x 306.1 x 30.1 cm

Дэмиен Хёрст. Something must break, 2008
Something must break, 2008. Plexiglass and suture equipment. 180 x 92 x 36 cm

«Как у меня возникла идея стеклянных ящиков? Мне всегда нравилась живопись Бэкона. И меня всегда привлекало стекло как что-то опасное, заставляющее тебя держаться на расстоянии. Оно прозрачное, но в то же время твердое. Меня всегда захватывала эта идея. Я использовал стекло в своих «Медицинских кабинетах» (Medicine Cabinet), и мне нравилась идея использования стекла не в качестве рамы для картин, а для создания произведения искусства …»
Д. Херст.

Детальное внимание и эмоциональный подход в выборе каждого элемента, символическая ценность материалов, используемых художником для создания работ, и техника воздействия на глубины подсознания зрителя, ставят искусство Дэмиена Хёрста в один ряд с игривой интеллектуальностью Марселя Дюшана и грубой материальностью человеческого тела в изображениях Фрэнсиса Бэкона.

Основатель и лидер движения Young British Artists, подарившего миру искусства 90-х новую генерацию прославленных британских художников, Хёрст вписал свое имя в историю мирового искусства, представляя свои работы в ведущих мировых музеях и арт-институциях: Tate Gallery (Лондон), Museum of Modern Art (Нью-Йорк), Stedelijk Museum (Амстердам), Fondazione Prada (Милан), Israel Museum (Иерусалим), The Broad Museum (Лос-Анджелес).

tatintsian.com

 

О Дэмиене Хёрсте в журнале "Третьяковская галерея":

Сара Кент
Дэмиен Херст. Хозяин своей судьбы

#2 2016 (51), Специальный выпуск. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - РОССИЯ. НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Летом 2012 года лондонская галерея Тейт Модерн устроила пятимесячную масштабную ретроспективу произведений Дэмиена Хёрста. Несмотря на противоречивые отзывы, событие стало не менее значимым и популярным, чем празднование «бриллиантового юбилея» королевы или лондонская Олимпиада. Люди часами стояли в очереди, чтобы попасть на выставку. Возможно, они хотели вдохнуть воздух успеха или попытаться понять, что же делает произведения Хёрста столь дорогими. В любом случае выставка дала возможность осмыслить достижения художника, по праву ставшего популярным у одних и непопулярным у других зрителей, а к тому же явившегося вдохновителем самых первых успехов «молодых британских художников» - студентов, получивших известность как группа Young British Artists (YBAs) и решительным образом изменивших художественную сцену Лондона в начале 1990-х.

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">