Тезисы доклада Александра Рожина, Натэллы Войскунской ЖУРНАЛ «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК «АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН. НАСЛЕДИЕ»

Тезисы доклада Александра Рожина, Натэллы Войскунской на Международной научной конференции «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (14.10 - 15.10, Государственная Третьяковская Галерея).

 

Вышедший из печати в июне 2014 года номер журнала «Третьяковская галерея» «Александр Головин. Наследие» (№ 3, 2014) был полностью посвящен творчеству Александра Головина и приурочен к юбилейной выставке в ГТГ «Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию художника». В специальном выпуске журнала, вышедшего из печати после открытия выставки, представилась возможность опубликовать обширный обзор выставки – ее концепцию, цели, задачи, решение экспозиционного пространства (автор – Элеонора Пастон, ГТГ).

Объем данного выпуска составил 160 полос. Он значительно превысил предыдущие, хотя в процессе работы предоставленные авторами материалы были сокращены, причем иногда существенно. Все опубликованные в спецвыпуске статьи содержат принципиально важные сведения о творчестве А.Я. Головина, что свидетельствует о непреходящем интересе к наследию одного из самых ярких представителей российского изобразительного искусства.

Состав номера разрабатывался совместно с куратором выставки Э.В. Пастон и рассматривался как продолжение и дополнение изданного к выставке альбома-каталога. Так, статьи, посвященные сотрудничеству Головина с Сергеем Дягилевым (автор – Ирина Шуманова, ГТГ), Всеволодом Мейерхольдом (автор – Наталья Макерова, Музей-квартира В.Э. Мейерхольда, Москва), Константином Станиславским (автор – Маргарита Чижмак, ГТГ), значительно расширили и дополнили раздел альбома-каталога, посвященный театру. Важным дополнением к каталогу стали статья Владимира Круглова (ГРМ) об истории коллекции произведений Головина в Русском музее и статья об истории собирания основателем Театрального музея А.А. Бахрушиным произведений мастера (авторы – Анастасия Дмитриева и Мария Липатова, ГЦТМ). Статья Елены Теркель (ГТГ) ”Ваши картины какие-то настоящие…” Александр Головин и Елена Поленова» явилась продолжением и дополнением к публикации автором в альбоме-каталоге выставки писем Александра Головихранящихся в Отделе рукописей ГТГ.

В «головинском» выпуске журнала некоторые темы нашли свою отдельную «прицельную» разработку. Статья Ольги Давыдовой (НИИ РАХ) «Александр Головин: за кулисами стиля» раскрывает очень важную для понимания творчества художника тему стилистических поисков Головина в контексте современной ему художественной культуры России и Запада и рассматривает творчество мастера в «соприкосновении» с работами его зарубежных собратьев по кисти.

Как и многие другие номера журнала «Третьяковская галерея», данный специальный выпуск – продукт сотрудничества целого ряда музеев, фондов и частных коллекционеров, что дало возможность исчерпывающего постатейного иллюстрирования опубликованных материалов. Публикация О. Давыдовой была бы неполной и менее доказательной без работ Густава Климта (изображения приобретены редакцией у Getty Images), Одилона Редона (предоставлено частным коллекционером), Камиля Коро (приобретено редакцией у Getty Images), Вильяма Дегув де Нункве и Йозефа Риппл-Ронаи (Музей д’Орсе, Париж).

Специальный выпуск журнала «Александр Головин. Наследие», с одной стороны, продолжает линию подготовленных в 2005 году монографических спецвыпусков «Марк Шагал» и «Бубновый валет», а с другой – ассоциируется со спецвыпуском «И.П. Похитонов. Чародей-художник» (2012).

Начиная с выставки в ГТГ, посвященной творчеству Исаака Левитана (№ 3, 2010), журнал «Третьяковская галерея» расширил свою редакционную политику за счет публикации сразу целой серии статей, посвященных юбилейным экспозициям выдающихся российских художников. В этом плане «левитановский» номер, осуществленный при непосредственном участии Г.С. Чурак (ГТГ), стал первым опытом дополнения и «продолжения» изданного каталога как за счет публикации материалов, не вошедших в альбом-каталог выставки, так и за счет публикаций переводов помещенных в журнале статей на английский язык. Это впоследствии дало возможность издателю журнала фонду «ГРАНИ» осуществить благотворительную акцию – подготовить и издать в 2013 году спецвыпуск «Исаак Левитан» для музея художника в г. Плесе. Спецвыпуск стал крайне востребованным среди посещающих музей многочисленных туристов, в том числе иностранных.

В дальнейшем появились аналогичные номера журналов, подготовленных при непосредственном участии кураторов, большая часть публикаций в которых была посвящена одному монографическому проекту ГТГ, а именно юбилейным выставкам Николая Ге (№ 3, 2011), Константина Коровина (№ 1, 2012), Михаила Нестерова (№ 1, 2013), Наталии Гончаровой (№ 1, 2014). Необходимо отметить также давно ставший библиографической редкостью «дягилевский» номер (№ 3, 2009) и недавно вышедший «коринский» (№ 2, 2014, впервые с приложением).

Журнал «Третьяковская галерея» представляет собой ценный источник информации для любителей искусства и специалистов, не владеющих русским языком. В этой связи следует констатировать, что за счет публикации переводных материалов журнал занимает исключительное место в периодических изданиях, посвященных российскому и зарубежному искусству.

Специальный номер журнала «Александр Головин», как и все регулярные номера, представлен в библиотечных собраниях большинства основных российских и зарубежных музеев, в том числе в музее Метрополитен, Национальной галерее, Библиотеке Конгресса, Еврейском музее, Украинском музее, музее Уитни, МОМА, Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Портретной галерее, музее Хиллвуд Эстейт, Американо-российском фонде культурного сотрудничества (все – США); в галереях Тейт Британ, Тейт Модерн, Тейт Ливерпуль, Британском музее (все – Великобритания); Музее д’Орсе, Музее современного искусства города Парижа, Академии изящных искусств, Центре Помпиду (все – Франция); Галерее Уффици, Флорентийской Академии искусств, Академии художеств Брера, Национальной публичной библиотеке «Braidense» (все – Италия); Музее Людвига в Кельне, Русском Доме в Дрездене, Русском Доме науки и культуры в Берлине (все – Германия); Центре Пауля Клее в Берне, Кунстмузеуме в Берне, Кунстхаусе в Цюрихе (все – Швейцария).

Опыт изданий монографических номеров журнала «Третьяковская галерея», их положительная оценка со стороны многочисленных зрителей, приходящих на выставки, а также доступность – в сравнении со стоимостью каталогов – позволяют сделать вывод, что при планировании больших выставочных проектов следовало бы дополнительно учитывать расходы на подобные специальные выпуски, востребованность и окупаемость которых подтверждаются практикой.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play