Натэлла Войскунская

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Натэлла Войскунская
«С уроков я сбегала в Третьяковку...»

#4 2022 (77)

Из состоявшейся в 2004 году беседы с Галиной Борисовной Волчек (1933-2019), народной артисткой СССР, художественным руководителем театра «Современник» (1989-2019), членом редколлегии журнала «Третьяковская галерея». Участие в работе журнала не было для Галины Борисовны формальной обязанностью известного деятеля искусств украшать собою редакционные советы. В нашей беседе ей не пришлось «подстраиваться» под тематику журнала «Третьяковская галерея». Сняв мой предварительно подготовленный вопрос, она сразу заговорила о том, что составляет суть ее режиссерского видения: все «видеть в цвете и через цвет».

МУЗЕИ МИРА

Натэлла Войскунская
Медичи… ПОРТРЕТЫ! ПОЛИТИКА?

#4 2021(73)

26 июня 2021 года в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась выставка «Медичи. Портреты и политика. 1512-1570». Впервые за 150-летнюю историю музея на одной выставке представлено поистине впечатляющее разнообразие артефактов из коллекции МЕТа, а также из музейных и частных собраний Европы, Северной Америки и Австралии. Более 90 подлинных шедевров, созданных великими художниками итальянского Ренессанса - от Рафаэля, Якопо Понтормо и Россо Фьорентино до Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино и Франческо Сальвиати, - как бы обращают время вспять, создавая поразительную возможность виртуального знакомства с представителями династии Медичи и правящей элиты эпохи Козимо I Медичи. В определенном смысле экспозиция «подобна зеркалу, в котором отражаются проблемы современности» - именно так охарактеризовал ее Карло Фальчиани, приглашенный куратор выставки, профессор истории культуры Флорентийской Академии изящных искусств. Ведь эпоха Козимо I Медичи, как подчеркивает г-н Фальчиани, - это, вне всякого сомнения, один из самых славных периодов в истории не только итальянского, но и европейского искусства, так что знакомство с шедеврами этого периода актуально как никогда, ибо портретируемые - по сути, наши современники.

75 лет Великой Победы

Натэлла Войскунская
Ars vs Bellum

#1 2020 (66)

Музы не молчали ни в Первую мировую войну, ни во Вторую. Не молчали ни в России, ни в Европе. Всякая война заставляет человека ощутить свою уязвимость и смертность; лишения и близость смерти невероятно обостряют и углубляют восприятие бытия… Слом нравственной картины мира, произошедший после Первой мировой войны, по-своему осмыслил чешский философ феноменологического направления Ян Паточка (1907–1977): «Первая мировая война породила целый ряд объяснений, отразивших стремление людей понять это чудовищное событие, хотя и осуществленное людьми, но при этом превосходящее горизонт понимания каждого отдельного человека и всего человечества, – событие в определенном смысле космическое». Писатели, драматурги и поэты, художники и скульпторы, композиторы, кинематографисты и философы с обеих воюющих сторон переработали – каждый по-своему – драматический экзистенциальный опыт войны в прозу и поэзию, живопись и графику, скульптуру и музыку…

75 лет Великой Победы

Натэлла Войскунская
Ars vs Bellum | Первая мировая война. 1914—1918. МЕТРОНОМ ПАМЯТИ

#1 2020 (66)

Нисколько не претендуя на полноту и всеохватность раскрытия заявленной темы, автор делает попытку показать, каким образом феномен войны повлиял на искусство ХХ века.

 

75 лет Великой Победы

Натэлла Войскунская
Ars vs Bellum | Гражданская война в Испании – прелюдия Второй мировой

#1 2020 (66)

Развитие событий в этой войне в Испании волновало весь мир: сторонники испанского народа и демократически избранного им правительства объединились, чтобы противостоять агрессивному фашизму. 26 апреля 1937 года легион «Кондор» – подразделение германских военно-воздушных сил Люфтваффе, осуществлявшее специальные операции по согласованию с генералом Франко, возглавлявшим испанских националистов, – совершил налет на Гернику. Шеститысячный город был уничтожен. Для всего мира Герника стала символом вселенского зла – безжалостного разрушения, опустошения, уничтожения, – предтечей «Герник» Второй мировой войны: Ковентри, Сталинграда, Дрездена…

75 лет Великой Победы

Натэлла Войскунская
Ars vs Bellum | Вторая мировая война. Великая Отечественная

#1 2020 (66)

Отечественная война, так же как Первая мировая война представлялась живущим в то время в Российской империи подобием второй Отечественной войны. При всей суровости и жестокости этой многолетней кровопролитной эпопеи, для одних наступательной, для большинства освободительной (а для многих, по словам Курта Воннегута, ставшей отвратительной «бойней»), музы, как и несколько десятилетий назад, не молчали - наоборот, воевали или, поддерживая боевой дух и солдат на фронте, и оставшихся в тылу тружеников, помогали воевать. Как и ранее, рядом с бойцами были артисты, журналисты, музыканты, поэты, художники... Да и в вещевых мешках солдат и офицеров наряду с фотографиями близких обнаруживались сильно потрепанные, зачитанные до дыр тоненькие томики.

75 лет Великой Победы

Натэлла Войскунская
Ars vs Bellum | Памятники Великой Отечественной войны: НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

#1 2020 (66)

О памятниках Великой Отечественной войны: Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», Мемориал «Хатынь. Непокоренный человек», Памятный комплекс жертвам фашизма «Дорога страданий», Ржевский мемориал «Советским воинам», Воинский мемориал «Воин-освободитель».

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Натэлла Войскунская
Любите куклы, как любила их королева*

#4 2019 (65)

Искусство куклы и искусство художника-кукольника - новое явление, оформившееся за относительно короткий срок и сочетающее в себе эстетику широкого спектра искусств и апроприацию декоративных принципов разных эпох. Особого совершенства в этом виде искусства достигла в своих работах Александра Худякова. Кажется, она черпает свое вдохновение из неисчерпаемого рога изобилия. Красота ее работ - в деталях, притягательных и аллегорических.

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ЛУИЗ БУРЖУА: ТА, КТО НЕ БОИТСЯ

#3 2016 (52)

Сотрудничество между журналом «Третьяковская галерея» и Музеем современного искусства «Гараж» началось с момента открытия последнего, когда появились публикации, посвященные выставке произведений из коллекции Фонда Франсуа Пино, а также выставкам Энтони Гормли и Марка Ротко. Соредактор «Третьяковской галереи» Натэлла Войскунская беседует с главным куратором «Гаража» Кейт Фаул о выставке Луиз Буржуа — одном из важнейших событий этой зимы на московской художественной сцене, которое познакомило зрителей с двумя последними десятилетиями творческой биографии художницы. Буржуа относится к числу немногих фигур, в равной степени принадлежащих эпохе классического модернизма и новейшего искусства — причем не только хронологически, — фигур, которые связывают искусство XX и XXI веков.

ВЫСТАВКИ

Натэлла Войскунская
Всечувствия Ильязда

#1 2016 (50)

С младых ногтей и до преклонного возраста Ильязд - Илья Зданевич - умудрился оставаться авангардистом. Молодым (и даже очень молодым, прямо-таки юным), зрелым, потом немолодым и вовсе даже старым авангардистом. А в течение всех лет его жизни (прожил 81 год) с головокружительной быстротой сменялись художественные стили, авангардные течения то уходили с авансцены, то возвращались, меняя этикетки и названия, тогда как Зданевич все это время находился в эпицентре авангарда. Своего рода живой памятник - самый последовательный авангардист, к тому же наш соотечественник. Куратор выставки «Ильязд. XX век Ильи Зданевича» Борис Фридман рассказывает об экспозиции, открывшейся в Москве в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Интервью с Оргьеном Тобгьялом Ринпоче о проекте

Специальный выпуск. ИСКУССТВО БУДДИЗМА

ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА - ОРГЬЕН ТОБГЬЯЛ РИНПОЧЕ - ПО ПРИЕЗДЕ В МОСКВУ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ ОТВЕТСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» НАТЭЛЛЕ ИЛЬИНИЧНЕ ВОЙСКУНСКОЙ.

 

 

 

 

А.И. Рожин, Н.И. Войскунская
Журнал «Третьяковская галерея» и специальный выпуск«Александр Головин. Наследие»

Тезисы докладов Международной научной конференции «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (14.10.2014 - 15.10.2014, Государственная Третьяковская Галерея)

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
Расстрелянное возрождение

#4 2013 (41)

Выставка «Борис Косарев: харьковский модернизм 1915—1931» в Украинском музее в Нью-Йорке рассказывает о судьбе харьковского модернизма через призму жизни и творчества одного из наиболее ярких его представителей, а обозначенные даты — как на могильной плите — отражают короткий период становления и развития самого модернизма в Харькове.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
Коллекция сестер Кон: счастье общения с искусством

#4 2013 (41)

Прошедший 2011-й год в Нью-Йорке был отмечен безусловно знаменательным событием — выставкой «Сестры Кон из Балтимора: Коллекция Матисса и мастеров его времени» в Еврейском музее. Экспозиция включала лишь небольшую часть того, что многие называют «коллекцией коллекций», и предлагала вниманию зрителей наряду с шедеврами живописи, графики и скульптуры также мебель, вышивки, ковры, роскошные экзотические ткани — словом, все, что можно назвать пиршеством для глаз. Главное же место в коллекции по праву занимает Матисс: зрителям представилась возможность познакомиться c портретами, натюрмортами, пейзажами и скульптурами, относящимися к разным периодам творчества прославленного мастера. Эта выставка — прекрасный повод для подробного рассказа о двух сестрах, собравших самую большую в мире частную коллекцию произведений Анри Матисса.

Дорогие друзья!

Специальный выпуск. ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Российско-швейцарский номер журнала посвящен взаимосвязям культур наших народов. Альпийские пейзажи, древние города и старинные замки, живописные луга, Женевское озеро и его окрестности издавна привлекали своей романтической одухотворенностью поэтов, художников, музыкантов. Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» впервые широко и доступно познакомил своих читателей с незабываемыми впечатлениями, которые произвела на него Швейцария. Позволим себе процитировать великого историка и писателя: «Для чего я не живописец! Для чего не мог я в ту же минуту изобразить на бумаге плодоносную, зеленую долину Гасли, которая в виде прекраснейшего цветущего сада представилась глазам моим между диких, каменных, небеса подпирающих гор!»

Главный редактор Александр Рожин
Ответственный секретарь Натэлла Войскунская

 

 

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Натэлла Войскунская
Расстрелянное возрождение

#2 2012 (35)

Выставка «Борис Косарев: харьковский модернизм 1915—1931» в Украинском музее в Нью-Йорке рассказывает о судьбе харьковского модернизма через призму жизни и творчества одного из наиболее ярких его представителей, а обозначенные даты — как на могильной плите — отражают короткий период становления и развития самого модернизма в Харькове.

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Натэлла Войскунская
Коллекция сестер Кон: счастье общения с искусством

#1 2012 (34)

Прошедший 2011-й год в Нью-Йорке был отмечен безусловно знаменательным событием — выставкой «Сестры Кон из Балтимора: Коллекция Матисса и мастеров его времени» в Еврейском музее. Экспозиция включала лишь небольшую часть того, что многие называют «коллекцией коллекций», и предлагала вниманию зрителей наряду с шедеврами живописи, графики и скульптуры также мебель, вышивки, ковры, роскошные экзотические ткани — словом, все, что можно назвать пиршеством для глаз. Главное же место в коллекции по праву занимает Матисс: зрителям представилась возможность познакомиться c портретами, натюрмортами, пейзажами и скульптурами, относящимися к разным периодам творчества прославленного мастера. Эта выставка — прекрасный повод для подробного рассказа о двух сестрах, собравших самую большую в мире частную коллекцию произведений Анри Матисса.

Натэлла Войскунская
Абрамцево по-американски

Специальный выпуск 1. АМЕРИКА - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

В Америке, иначе говоря, в Новом Свете, все было поначалу новым: и городок Новый Йорк, превратившийся в мегаполис Нью-Йорк, и конгломерат штатов в северной части Атлантического побережья – и Новая Англия, и Новая Британия… Не избалованная долгой историей молодая нация быстро научилась ценить ростки всего если не старинного, то хотя бы просто не очень молодого или по-своему понятого старого. Вот так в Новой Англии, в штате Коннектикут, возник небольшой городок Олд-Лайм (Old Lyme), типичный представитель «одноэтажной Америки». В этом довольно старом по американским меркам (Old и означает «старый») городке находится Музей Флоренс Грисуолд, очень интересный и весьма примечательный, как будет ясно из последующего повествования.

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Натэлла Войскунская
У ЛИНИИ В ПЛЕНУ
ОТ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА ДО ДЖУЛИ МЕХРЕТУ

#1 2011 (30)

Выставка в Музее современного искусства (Museum of Modern Art) «О линии: развитие рисунка в ХХ веке» стала, пожалуй, самым заметным событием художественной жизни Нью-Йорка в конце 2010 - начале 2011 года, и не потому, что на ней демонстрировались поражающие воображение произведения, а прежде всего благодаря своей познавательной составляющей. Экспозиция получила «говорящее» название: с одной стороны, «О линии» - это прямая отсылка к статье Кандинского «Точка и линия на плоскости», а с другой, "Online" - эксплуатация всем известного веб-термина.
Вторая часть названия определяет масштаб тех трансформаций, которые произошли с рисунком как видом искусства за последние 100 лет, начиная с поистине революционных новаторских процессов, имевших место в ХХ столетии, и до наших дней. В настоящее время, по мнению кураторов выставки, происходит «выталкивание линеарного рисунка в реальное пространство, расширение его реакции на жест и способ самовыражения, усиление его связей с живописью и скульптурой, с фотографией и кино, с танцем и перформансом».

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Натэлла Войскунская
Ман Рэй, или «да-да» модернизму

#2 2010 (27)

Ман Рэй – Эммануил Радницкий – родился в 1890 году в Пенсильвании и был старшим сыном в еврейской семье, эмигрировавшей из Российской империи. В 1912 году при оформлении паспорта Радницкие взяли фамилию Рэй, с тех пор Манни – так его называли дома – стал именовать себя Ман Рэй. Под этим несколько таинственным псевдонимом (поанглийски man – человек, ray – луч) он и вошел в историю искусства ХХ века.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
Футуризм и после: Давид Бурлюк (1882–1967)

#1 2009 (22)

Прошло уже 100 лет с того дня (20 февраля 1909 года), когда увидел свет «Футуристический манифест». В нем итальянский писатель, глава и теоретик футуризма Филиппо Томмазо Маринетти отрекся от художественных традиций прошлого и выразил страстное восхищение новой, технологической, эрой, для которой характерны стремительная трансформация окружающей среды и условий жизни, массовое промыш-ленное производство, невиданные ранее машины, орудия труда и предметы быта. Для людей искусства все эти изменения означали, что настало время поиска (и обнаружения) иных художественных форм, стилей, образов и материалов. В манифесте провозглашалось: «Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость. …Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости».

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
Биеннале современного американского искусства в Музее Уитни, Нью-Йорк

#2 2008 (19)

В марте этого года мне довелось оказаться в Нью-Йорке как раз во время открытия Биеннале-2008 в Музее американского искусства Уитни и, совершенно естественно, я не упустила шанс познакомиться с этим значительным событием, увидеть своими глазами современное искусство США. Путешествие по Музею Уитни представляло для меня несомненный интерес, ведь российский опыт проведения аналогичных мероприятий практически равен нулю. И тем не менее идея сравнения, раз сформировавшись, не отпускала меня – любая масштабная национальная выставка великой мировой державы, как в зеркале, отражает наиболее существенные тенденции, характеризующие состояние современного искусства в целом. Мои ожидания оправдались: они были очень точно сформулированы Донной де Сальво, шефом-куратором и заместителем директора по выставочным программам Музея Уитни: «Биеннале – это лаборатория, это попытка нащупать пульс того, что же происходит в настоящий момент, и выставить происходящее на публичное обозрение… Работать с современным искусством означает, во-первых, избегать легковесных оценок, а во-вторых, понимать, что этих оценок – великое множество. Для Музея Уитни и для наших зрителей Биеннале – это один из способов знакомства с состоянием современного искусства».

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
Архитектурный Гринпис
Выставка «Потерянный авангард: советская модернистская архитектура. 1922–1932»

#4 2007 (17)

В нью-йоркском Музее современного искусства известный фотограф, исследователь истории архитектуры Ричард Пэйр представил одну из инте-реснейших страниц советского архитектурного модернизма в 75 фотографиях, отобранных из почти 10 000, сделанных им начиная с 1993 года. Выставка «Потерянный авангард: советская модернистская архитектура. 1922-1932» – результат нескольких архитектурных экспедиций по городам бывшего СССР (Москва, Ленинград /Петербург, Киев, Харьков, Баку, Иваново, Горький/Нижний Новгород, Свердловск /Екатерин-бург, Запорожье, Сочи). Советский авангард оказался побеждённым – побеждённым новой культурной эстетикой, человеческим небрежением и временем. Своими впечатлениями о выставке и альбоме Ричарда Пэйра делится Натэлла Войскунская.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Ричард Серра. Сталь – это стиль

#3 2007 (16)

Каждая инсталляция, каждая выставка Ричарда Серры – весомое во всех смыслах слова событие в современном искусстве. Скульптуры Серры – это лаконизм формы, сведение используемых пластических средств до необходимого минимума, достаточного, впрочем, для достижения максимальной выразительности. Многотонные, многометровые свободно стоящие стальные инсталляции Серры являются результатом нового пластического мышления, представляют собой новую семантику скульптуры.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
«Окунали кисти в каждую банку краски…»

#3 2007 (16)

В активно работающем в Нью-Йорке Украинском музее состоялась выставка «Перекрестки. Модернизм в Украине. 1910–1930». Она переехала туда из Чикагского культурного центра. Экспозиция включала более 70 работ 21 художника. Судя по количеству посетителей и отзывам прессы, выставка украинского модернизма вызвала немалый интерес у американской публики, а реакцией специалистов явился «настоящий ливень» восторженных рецензий.

ВЫСТАВКИ

Натэлла Войскунская
Выставка Лоры Верховской в Москве

#1 2007 (14)

О выставке израильской художницы Лоры Верховской в Москве написано много хвалебных слов в средствах массовой информации. Свое восхищение и признательность за подаренную радость высказали в книге отзывов многочисленные посетители выставки «REVIVAL – Возрождение» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Интерес к поистине удивительному рукотворному творчеству художницы не угасает, и он более чем закономерен – действительно, часто ли встретишь музейного качества картины и панно, выполненные из кожи и замши в технике “leather intarsia”?! Именно этот термин Лора Верховская употребила для определения сложной техники кожаной мозаики, которую она использует для создания своих работ.

ДРУЗЬЯ ТРЕТЬЯКОВКИ

Натэлла Войскунская
Фонд «Американские друзья Третьяковской галереи»

#2 2006 (11)

Александр Герцман, известный нью-йоркский арт-дилер, коллекционер, основатель и президент Фонда INTART (Международный фонд русского и восточноевропейского искусства), запечатлел важнейшие моменты постсоветской истории в организованных им музейных и университетских выставках современного русского искусства, фестивалях, симпозиумах и лекциях, с успехом прошедших в США, Европе и России, которые сопровождались выпуском книг и каталогов. INTART пользуется уникальной возможностью представлять на суд зрителей как уже зарекомендовавших себя, так и мало известных российских художников, поощряя разнообразие творческих решений и подходов и способствуя развитию диалога культур.

МУЗЕИ МИРА

Гугенхайм-Эрмитаж: опыт сотрудничества

#4 2005 (08)

Выставка «РОССИЯ!» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, открывшаяся в середине сентября в Нью-Йорке, стимулировала интерес Запада к искусству России, равно как и интерес россиян к деятельности художественных музеев, в разное время организованных представителями семейства Гуггенхайм. Все эти музеи приобрели высочайшую репутацию в глазах международного сообщества ценителей и поклонников искусства.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла Войскунская
Тело. Искусство и наука

#3 2005 (08)

В течение двух с половиной месяцев в стокгольмском Национальном музее изобразительных искусств проходила выставка «Тело. Искусство и наука». В масштабном выставочном проекте наряду со шведскими представлены музеи Германии и Нидерландов, Польши и Дании, Великобритании, Франции и России. Изобразительное искусство и наука не случайно объединились в рамках одной выставки, чтобы показать сходства и различия между художниками и учеными в восприятии и изображении человеческого ТЕЛА, поскольку оно на протяжении веков было и есть одним из самых главных объектов и художественного восприятия, и естественно-научного познания. Как тогда говорили, magnum ignotum и mysterium magnum – великое неведомое и великое чудо.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Валентин Родионов
Музей русского искусства в Миннеаполисе

#3 2005 (08)

В мае 2006 года Третьяковская галерея отметит свое 150-летие. Вновь и вновь мы обращаемся к незаурядной личности Павла Михайловича Третьякова, признавая его выдающийся вклад в развитие русского искусства. Тот факт, что русский человек, купец и предприниматель, одной из главных целей своей жизни поставивший «собрать русскую школу как она есть», вызывает восхищение, заслуживает память и благодарность потомков, является примером служения обществу.
Интервью с Реймондом Джонсоном специально для журнала «Третьяковская галерея» - вопросы задавала Натэлла Войскунская

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Н. Войскунская
Абрамцево по-американски

#1 2005 (06)

В Америке, иначе говоря, в Новом Свете, все было поначалу новым: и городок Новый Йорк, превратившийся в мегаполис Нью-Йорк, и конгломерат штатов в северной части Атлантического побережья – и Новая Англия, и Новая Британия… Не избалованная долгой историей молодая нация быстро научилась ценить ростки всего если не старинного, то хотя бы просто не очень молодого или по-своему понятого старого. Вот так в Новой Англии, в штате Коннектикут, возник небольшой городок Олд-Лайм (Old Lyme), типичный представитель «одноэтажной Америки». В этом довольно старом по американским меркам (Old и означает «старый») городке находится Музей Флоренс Грисуолд, очень интересный и весьма примечательный, как будет ясно из последующего повествования.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Н. Войскунская
Стресс Дали

#4 2004 (05)

Мысль, вернее, абсолютная уверенность в том, что к столетию Сальвадора Дали будут написаны сотни статей, организованы десятки выставок во всех уголках мира, а миллионы его почитателей выстроятся в длинные очереди, чтобы еще раз убедиться в неповторимой оригинальности его таланта, – лишь тормоз в написании задуманного. Художник-загадка, одним прикосновением кисти превращающий, словно царь Мидас, все окружающее в золото искусства, Дали известен даже тем, кто никогда не видел его работ. Эпатаж, последовательная непоследовательность, освоение все новых и новых троп, по которым вслед за ним устремлялись поколения художников, интерес к бесчисленным научным открытиям мм века, аполитичность, ставшая его политикой – Дали просил, чтобы его считали далинистом, – и вместе с тем несколько циклов, посвященных иудаизму («Алия», «Песнь песней», «Двенадцать колен израилевых», «Ваши пророки»), а также «Предчувствие гражданской войны», «Вызывание духа Ленина» – таков Сальвадор Дали, всех отрицающий и всех удивляющий, даже самого себя…

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Н. ВОЙСКУНСКАЯ
Марк АШ Холокост. Дорога в один конец. Жизни

#2 2004 (03)

Наступление весны – ежегодное обновление жизни, пробуждение природы, воскрешение надежд… Но есть и другая цепочка ассоциаций… Окончание Второй мировой войны, День Победы, День поминовения всех, кто «превратился в прах и возвратился в землю, чем он был», и чей дух возвращается к нам, чтобы напомнить о миллионах жертв Холокоста…

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла ВОЙСКУНСКАЯ
ЕЩЕ РАЗ О РЕАЛИЗМЕ: ФЛОРЕНТИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

#1 2004 (02)

"REALISM REVISITED" – таково название выставки Флорентийской Академии искусств, организованной в музее «Панорама» в Бад Франкенхаузене, Германия. Для меня английское «revisited» вызывает почти мгновенную ассоциацию с известным рассказом Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Babylon Revisited» – «Возвращение в Вавилон». А в связи с данной статьей очевидным аналогом по-русски могла бы служить фраза «возвращение к истокам»... Ведь для российского изобразительного светского искусства, берущего начало в Петровскую эпоху, реализм – действительно исток истоков.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Натэлла Войскунская
Галина Волчек: Я СБЕГАЛА С УРОКОВ В ТРЕТЬЯКОВКУ...

#1 2004 (02)

Я впервые зашла в театр «Современник» со служебного входа. Из театра я выходила с полным осознанием того, что слово «служебный» происходит от слова «служение», которое не терпит суеты, несмотря на всю суетность и суетливость современной «Современнику» жизни… Я медленно шла к метро, и одна мысль не отпускала меня, целясь в душу своим вопросительным знаком. как, откликаясь на все мерзости быстротекущей жизни, сохранить душу открытой для любви, сострадания и добра? И как донести свой посыл до тех, кто пришел в театр за любовью и очищением? Как?..

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Натэлла ВОЙСКУНСКАЯ
НА КРУТОМ ВИРАЖЕ ЮБИЛЕЯ: 50-Я ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ

#1 2003 (01)

Я ПЕРВЫЙ РАЗ ЕДУ В ВЕНЕЦИЮ В КОМАНДИРОВКУ. ДЕЛА ДЕЛАМИ, НО РАЗВЕ МОЖНО ОГРАНИЧИТЬСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА БИЕННАЛЕ И ИЗБЕЖАТЬ ОЧАРОВАНИЯ ЭТОГО ВОЛШЕБНОГО, ПЕРЕПОЛНЕННОГО ЛЮДЬМИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СОКРОВИЩАМИ ГОРОДА ПОСРЕДИ ВОДЫ? ГОРОДА, ОЗВУЧЕННОГО СТИХАМИ ИОСИФА БРОДСКОГО, ГОРОДА, ОБЛАДАЮЩЕГО НЕПОВТОРИМОЙ МАГИЕЙ GENIUS LOCI. МНЕ НЕ ДОВЕЛОСЬ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ОТКРЫТИИ ЮБИЛЕЙНОЙ – УЖЕ ПЯТИДЕСЯТОЙ – ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ, КОТОРОЕ СОСТОЯЛОСЬ В ИЮНЕ СЕГО ГОДА. ОДНАКО ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ И ОСМОТРА ВСЕХ ВЫСТАВОЧНЫХ ПАВИЛЬОНОВ И ВСЕХ ЭКСПОЗИЦИЙ МНЕ НЕ ОСОБЕННО ТРУДНО СОГЛАСИТЬСЯ С ОБОЗРЕВАТЕЛЕМ «THE GUARDIAN» ГОВАРДОМ ДЖЕКОБСОНОМ, КОТОРЫЙ ОБНАРУЖИЛ В ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ НЕ МЕНЬШЕ ИНТЕРЕСА, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ДАЖЕ МУДРОСТИ, ЧЕМ В САМОЙ ВЫСТАВКЕ СО ВСЕМИ ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ НОВАЦИЯМИ.

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play