Приложение к #2 2017 (55) "Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"

Читать Приложение к #2 2017 (55) «Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел «Мира искусства»»
Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел «Мира искусства»

Сергей Колузаков

Казанский вокзал - памятник двух ушедших эпох. Один из самых амбициозных проектов Российской империи, осуществленный архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (1873-1949) фактически в ином государстве, Советском Союзе, несмотря на все препятствия, поставленные временем и со многими отступлениями от первоначального замысла. Но сколь бы удачным ни казалось воплощение, на него словно из зазеркалья смотрит призрачный двойник в костюме, скроенном художниками «Мира искусства».

«Ворота на Восток». Конкурсный проект вокзала А.В. Щусева 1911 год

Сергей Колузаков

Многое в истории проектирования Казанского вокзала зависело от заказчика. Им выступило Правление Общества Московско-Казанской железной дороги во главе с Николаем Карловичем фон Мекком. При этом энергичном руководителе протяженность дороги возросла в несколько раз, соединив крупные города Поволжья, в том числе и Казань. Старый Рязанский вокзал оказался одним из самых загруженных в Москве. Вместе с Николаевским (Ленинградским) и Ярославским вокзалами это здание завершало ансамбль Каланчевской (ныне Комсомольской) площади. В 1911 году акционеры Общества приняли решение о постройке на месте Рязанского нового, Казанского, вокзала в русском стиле. Объявлен конкурс под девизом «Ворота на Восток», так как вокзал должен был символизировать связь европейской части России с Азией.

Проект вокзала 1912–1913 годов. Первые приглашенные художники

Сергей Колузаков

В 1912 году, после победы в конкурсе, Щусев начал серьезную доработку проекта, который еще предстояло согласовать с инженерным советом Министерства путей сообщения. При сохранении зодчим основной композиции постепенно менялись назначения некоторых помещений, стилистические особенности здания, появлялись элементы московской архитектуры и так называемого «нарышкинского барокко». Впоследствии Щусев вспоминал: «Трудны были мои первые шаги в русской гражданской архитектуре, в которой еще приходилось искать пути, часто смешивая детали разных эпох и используя древнюю и русскую и отчасти восточную архитектуру, чтобы создать... произведение подобно опере Мусоргского “Хованщина”».

Проект вокзала 1914 года. Приглашение новых художников

Сергей Колузаков

Следующий вариант проекта Казанского вокзала 1914 года, пожалуй, можно назвать самым «роскошным» его решением. В нем зодчий окончательно остановился на нарышкинском барокко, считая, что эта эпоха «наиболее гибкая по мотивам архитектуры, не имеющая к тому же церковного характера, столь сложившегося вообще с представлением о русском стиле».

Художественные работы для вокзала в начале Первой мировой воины. Вторая половина 1914-го-1915 годы

Сергей Колузаков

Через полтора месяца после закладки вокзала, 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года, Российская империя вступила в Первую мировую войну. В.В. фон Мекк уехал на фронт в качестве уполномоченного госпитальных складов. Всеобщая мобилизация замедлила строительство, но оно не прекратилось. Изменилась экономическая ситуация, и заказчик попросил Щусева немного сократить стоимость отделки сооружения. Работая над правкой декора (как говорил сам Щусев, «урисовкой»), архитектор стремился сохранить его качество и выразительность.

Казанский вокзал в преддверии революции. 1916-1917 годы

Сергей Колузаков

К 1916 году были осуществлены в общих чертах все основные объемы вокзала по Каланчевской площади и Рязанскому проезду до Башни прибытия. Еще в конце предыдущего строительного сезона в прессе сообщалось: «Гигантское кружево стропил, опутывающее воздвигаемое громадное здание, одновременно и поражает своей грандиозностью и будит любопытство нетерпеливым желанием разгадать его окончательный облик. Вчерне, в том виде, в каком оно находится сейчас, оно напоминает муравейник, выросший до необычайных размеров; масштаб так велик, что кажутся ожившими самые пылкие фантазии Пиранези».