Дзогчен

Номер журнала: 
Специальный выпуск. ИСКУССТВО БУДДИЗМА

Что касается учений, передач и практик Дзогчен, невозможно точно установить период времени их возникновения, а также свести их просто к некоторым концептуальным представлениям. Предполагается, что учение это было передано Гарабу Дордже в Древней Индии, затем благодаря Шри Сингхе достигло Китая, а в VIII веке н.э. было принесено в Тибет Гуру Падмасамбхавой, Вималамитрой и Вайрочаной в то время, когда там происходило интенсивное распространение учений Будды.

Ниже приведен фрагмент беседы, состоявшейся в 2015 году с современным тибетским буддийским наставником, который предпочел остаться анонимным, но разрешил опубликовать этот фрагмент в нашей статье.

Учение Дзогчен - одно из древнейших в мире. Это редкое и тайное учение школы Ньингма, так называемой традиции «ранних» переводов тибетского буддизма, которая была создана Падмасамбхавой, а также Шантаракшитой и царем Трисон Деценом.

В широком контексте можно сказать, что в тибетском буддизме существовало восемь различных школ буддийской практики, которые развивались на протяжении долгого времени1. Эти восемь школ можно отнести к двум категориям: традиция «ранних» переводов, или школа Ньингма, и новая традиция «поздних» переводов, или традиция Сарма. Новая традиция переводов начинается с выдающегося переводчика Ринчен Зангпо (958-1055). До него в Тибете существовала только старая традиция переводов. В рамках старой традиции все учения Будды можно отнести к девяти различным методикам, или к девяти способам обучения, в основе которых лежат различные стадии потребностей человека, его способности или устремления. К ним относятся Сутраяна и Мантраяна. В Мантраяне есть внешние (Крия, Упа и Йога) и внутренние (Маха, Ану и Ати) тантры. Согласно старой традиции переводов внутренние тантры делятся на три категории, из которых третьей и высшей является Дзогчен.


Джамьянг Кхьенце Чокьи
Лодро (1893–1959)


Дилго Кхьенце Ринпоче
(1910–1991)

Нижеследующие высказывания являются прямыми цитатами из записей учения Тулку Ургьен Ринпоче, опубликованного издательством Ranjung Yeshe Publications в 1985 году.

«Дзог» - «совершенство» или «завершенность». Если мы обратимся к цитате из тантры, «дзог» означает следующее: «Завершенность в одном: все завершается в уме. Завершенность в двух: все явления сансары и нирваны стали завершенными в нем».

«Дзог» означает, что все учения, все явления содержатся в колеснице Дзогчен; Дзогчен включает в себя все более низкие колесницы.

«Чен», или «великий», означает, что нет ни одного метода или средства выше, чем Дзогчен.

Если приходит время постичь это понятие в реальном опыте, позволительно обратиться к утверждению Третьего Кармапы Ранджунга Дордже: «Оно не существует, так как даже будды не видели его». Сие означает, что основное состояние сознания - совсем не то, что отдельно существует; даже будды трех времен не видели его. «Но это и не что-то несуществующее, ибо оно является основой и сансары, и нирваны. В этом нет противоречия, это срединный путь недвойственности». Противоречие - это огонь и вода в одной тарелке. Такое невозможно. Но это не тот случай. Про основную природу нельзя утверждать, ни что она существует, ни что она не существует - эти два [состояния] составляют неделимое целое. Рассмотрим высказывание: «Да смогу я узреть природу сознания, свободную от крайностей [бытия и небытия]!». Когда в обыденной речи утверждается, что нечто существует, то подразумевается, что одновременное отрицание данного утверждения невозможно: не бывает одновременно «есть» и «нет», «было» и «не было», «существует» и «не существует». Но в этом срединном пути единства нет такого рода противостояний и противоречий. Именно это подразумевается, когда говорится о «достижении единого состояния Ваджарадхары».

Это единство пустоты и способности к познанию есть состояние сознания всех существ. В этом нет ничего особенного. Практикующий должен охватить это «сущностью осознания».

Таков путь духовной практики. Еще раз: «Единство пустоты и способности к познанию - сущность осознания».

 

  1. Джамгон Конгтрул (1813–1899) составил текст «Сокровищница ключевых наставлений», в котором изложил посвящения и наставления, связанные с восемью тибетскими линиями передачи практики: ньингма, кадам, сакья, Марпа-кагью, Шангпа-кагью, умиротворение [страдания], йога нерушимого состояния, три нерушимых состояния приближения и свершения трех божеств – Ваджрас.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play