«РОДНОМУ ХУДОЖЕСТВУ РАДОВАТЬСЯ Я БУДУ ПЕРВЫЙ»*

Илья Зильберштейн

Номер журнала: 
Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

* Зильберштейн И.С. «Родному художеству радоваться я буду первый» // Огонек. 1968. № 46. С.12-15.

«РОДНОМУ ХУДОЖЕСТВУ РАДОВАТЬСЯ Я БУДУ ПЕРВЫЙ» - ЭТА СТРОКА ИЗ ПИСЬМА ТУРГЕНЕВА К КРИТИКУ В.В. СТАСОВУ ПОСЛУЖИЛА НАЗВАНИЕМ СТАТЬИ ИСКУССТВОВЕДА, ЛИТЕРАТОРА И КОЛЛЕКЦИОНЕРА ИЛЬИ САМОЙЛОВИЧА ЗИЛЬБЕРШТЕЙНА*. ЕГО СТАТЬЯ ЗНАКОМИЛА ЧИТАТЕЛЕЙ С МАЛОИЗВЕСТНЫМИ В ТО ВРЕМЯ СТРАНИЦАМИ БИОГРАФИИ ТУРГЕНЕВА, СВЯЗАННЫМИ С ЕГО РОЛЬЮ В ЖИЗНИ МНОГИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПОХИТОНОВА.

<...> Был в те годы еще один начинающий русский художник, обративший на себя внимание писателя, и к тому же внимание пристальное. Это Иван Павлович Похитонов <...>

Впервые Похитонов увидел Тургенева, по-видимому, на «вторниках» у Боголюбова. Маститый художник (из-за плохого здоровья он не переносил суровой русской зимы, что вынудило его с 1873 года обосноваться в Париже) был не только куратором молодых живописцев и скульпторов, оканчивавших Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, дававшей право на продолжительную заграничную поездку для усовершенствования на казенный счет. Боголюбов оказывал многочисленные услуги и другим молодым деятелям отечественного изобразительного искусства, по разным причинам оказавшимся во Франции. А на «вторниках» в его доме на rue de Rome, служившем, по словам В.С. Серовой, «центром всему русскому художественному мирку в Париже», собирались художники и писатели, артисты и музыканты, общественные и политические деятели <...> Постоянно посещал эти «вторники» и Тургенев. Естественно, что, поселившись <...> в Париже, Похитонов сразу же пришел к Боголюбову1. И хотя, живя за рубежом, убеленный сединами мастер не занимался педагогической деятельностью, его советы по овладению живописью имели для Похитонова большое значение. Вот почему, подарив Боголюбову спустя два года свое произведение [«Фазаны», 1880], молодой художник сделал на нем такую надпись: «Глубокоуважаемому учителю А.П. Боголюбову. И. Похитонов».

С первых же недель по приезде Похитонова <...> во Францию Тургенев и Боголюбов привлекли его к работе по организации «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже». Среди подписавших благодарственное обращение, составленное Тургеневым 18 июня 1878 года на имя лица, постоянно финансировавшего общество, предоставившего также помещение для клуба и мастерской, наряду с Тургеневым, Боголюбовым, Антокольским был и Похитонов.

О простых отношениях, возникших между писателем и молодым художником, свидетельствует автограф Тургенева, уцелевший в тех бумагах Похитонова, которые удалось отыскать. В этой не изданной записке, датированной 2 июля 1879 года, идет речь об открытии надгробного памятника, исполненного по проекту Антокольского, для могилы ученого востоковеда Н. В. Ханыкова, друга Тургенева. Вот текст записки:

«Любезный Похитонов,
Вы приглашаетесь прибыть в пятницу 4 июля ровно в три часа к воротам PereLachaise, чтобы присутствовать при освящении памятника, поставленного над могилой Н.В. Ханыкова.
Примите уверение в совершенном уважении. Ив. Тургенев.
(Циркулярно).

P. S. Покорно прошу передать это известие г.г. Виллие, Роману, адреса которых мне не известны, а также членам семейства Гинцбургов, которые пожелали бы почтить прах покойника».

В записке упоминаются художники М.Я. Виллие и Р.Ф. Роман, а также Г.О. Гинцбург, хорошие знакомые писателя.

В сохранившихся до нашего времени письмах, отправленных Тургеневым к друзьям в 1881-1882 годах, неоднократно упоминается имя Похитонова, и неизменно в положительном тоне. Что же касается отзывов писателя о нем как о пейзажисте и портретисте, то они всегда были восторженными.

Так, в ответ на просьбу Я.П. Полонского связать его с художником Тургенев отвечает 5 октября 1881 года: «Был у Похитонова, но не застал его: он пропадает где-то в деревне - и адреса своего не оставил. По слухам, много пишет». Из этих строк вполне можно заключить, что Тургенев не раз бывал в мастерской художника. А спустя два месяца - в письме от 6 декабря - Тургенев просит Ж.А. Полонскую: «Скажите Якову Петровичу, что Похитонов, которым он интересуется, все еще не вернулся из России».

8/20 февраля 1882 года «Общество взаимного вспоможения.» организовало в Париже выставку работ русских художников. Тургенев, конечно, принимал деятельное участие в ее подготовке и хорошо знал, какие произведения будут здесь показаны. Но случилось так, что по душе писателю пришлись на этой выставке лишь пейзажи Похитонова. И как то имело место, когда в Париже была организована выставка картин Верещагина, теперь Тургенев решил обратить внимание своих французских друзей-писателей и журналистов на работы Похитонова. Вот свидетельство тому - его записка, отправленная литератору и переводчику Эмилю Дюрану 10/22 февраля 1882 года (подлинник по-французски):

«Любезный господин Дюран,
Я не помню как следует, сегодня или завтра я должен был зайти повидать Вас; зайду завтра к 3 часам, если это Вам удобно. А заодно посылаю входной билет на нашу выставку, рекомендуя Вам, главным образом, небольшие, но совершенно замечательные картины Похитонова.
Тысяча дружеских приветов и до завтра. Ив. Тургенев».

Можно не сомневаться, что Дюран учел рекомендацию Тургенева и написал о работах Похитонова.

Существует еще одно свидетельство - косвенное - о заботах писателя, чтобы в парижской прессе были отмечены показанные на выставке пейзажи молодого художника. Тургенев был дружен с французской писательницей Жюльеттой Аден, выпускавшей журнал «Nouvelle revue francaise». И здесь в номере от 15 марта появилась о выставке статья, в которой выражалось «сожаление об отсутствии на ней произведений Верещагина», а самую высокую оценку заслужили «прелестные по колориту и исполнению пейзажи Похитонова».

Думается, что в парижской печати были и другие - в какой-то степени обязанные заботам Тургенева - положительные отклики на показанные тогда на выставке работы молодого русского живописца.

Несколько строк посвятил этой выставке Тургенев в письме от 13/25 февраля 1882 года к своему близкому другу П.В. Анненкову - и опять-таки единственная похвала из всех экспонированных здесь художников тому же Похитонову: «Устроили мы здесь выставку произведений русских художников. Посещается она слабо... да оно и понятно. За исключением крошечных пейзажей Похитонова - mediocritas! [посредственность - лат.]».

Во второй половине того же 1882 года между Тургеневым и Полонским возник спор о пейзажной живописи - первый хвалил барбизонцев, второй превозносил посредственного швейцарского художника Калама. <...> Когда Полонский почему-то упомянул в своем - не известном в печати - письме о Похитонове, Тургенев ответил поэту: «Не стану опять распространяться о пейзажах и т. д. Скажу тебе только, что Похитонов вовсе не детальист и, несмотря на тонкость кисти, пишет также широко и пятнами, как Руссо».

<...> В бумагах Похитонова сохранилось письмо-приглашение, подписанное Боголюбовым и Тургеневым, на новогоднюю елку, которую «Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже» устраивало 12 января (нов. ст.) 1883 года. На приглашении - литографированный рисунок елки, увенчанной словами: «С новым годом, новым счастьем». Рукою Тургенева проставлена дата письма - 4 января 1883 года. <...>

На этом вечере присутствовал и писатель. Уже тяжело больной, он все же прочел несколько своих «Стихотворений в прозе». То было последнее посещение им собрания русских художников, то был последний новый год в его жизни.

В отысканном мною дневнике Тургенева, относящемся к последним месяцам его жизни, имеются две интересные записи о Похитонове. Перечисляя тех, кто посетил его в течение последних дней, писатель 5/17 декабря 1882 года вносит в дневник такие строки: «Похитонов, который написал прелестную картинку (зима, стадо коров), привозил мне свою жену, превостренькую и прехорошенькую медицинку». В записи от 31 декабря 1882 года /12 января 1883 года, суммируя свои впечатления от тех, кто побывал у него на протяжении трех предыдущих недель, Тургенев записал в дневнике: «Липгарт сделал с меня портрет (пером) для глазуновского издания. Похитонов также пишет портрет - необыкновенно выходит удачно и похоже. Этот - мастер! Он привозил показывать мне и Виардо картины, которые написал нынешним летом - прелесть!»

В те же последние месяцы своей жизни писатель был занят организацией в Париже большой выставки произведений художников-передвижников, в которой предполагалось также участие находящихся тогда во Франции мастеров русского изобразительного искусства. В связи с этим Тургенев, по его словам, «в качестве секретаря Общества русских художников в Париже», отправил 6/18 декабря 1882 года подробное письмо к И.Н. Крамскому. Оно может быть названо своего рода программным документом, настолько четко писатель сформулировал здесь свой взгляд на ход развития русской живописи. <...>

В этом письме Тургенев в числе «главных членов» задуманной им выставки называет также Похитонова. Нет сомнения, что этот превосходный художник, по мысли Тургенева, был в числе тех русских мастеров изобразительного искусства, которые имели во Франции «знаменательный успех».

Что же касается большой выставки произведений русских художников, которую Тургенев мечтал показать осенью 1883 года в Париже, то осуществить ее было некому: предсмертная болезнь приковала Ивана Сергеевича в последние полгода жизни к постели, а 22 августа /3 сентября 1883 года он скончался.

 

  1. Не случайно отец И.П. Похитонова Павел Данилович Похитонов адресовал именно Боголюбову письмо от 5 марта 1881 года: «Сын мой Иван Павлович Похитонов, постоянно живет в Париже, и, как художник, считается членом Общества Русских художников, в котором состоите и Вы. Зная, насколько было всегда оказываемо Вами покровительство моему сыну как русскому человеку и юному художнику вне родины его, и в мировой столице Париже, и то постоянное участие, которое Вы принимаете в моем сыне при неустановившемся его художественном поприще, я приемлю на себя смелость обратиться к Вам с моею письменною и покорнейшею просьбою удостоить меня ответом, здоров и жив ли мой сын, и в каком он находится положении при его художественной карьере» (цит. по письму из личного архива А.Н. Айленштайн фон Вульферт).

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play