«Ворота на Восток». Конкурсный проект вокзала А.В. Щусева 1911 год

Сергей Колузаков

Номер журнала: 
Приложение к #2 2017 (55) "Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"

Многое в истории проектирования Казанского вокзала зависело от заказчика. Им выступило Правление Общества Московско-Казанской железной дороги во главе с Николаем Карловичем фон Мекком[1]. При этом энергичном руководителе протяженность дороги возросла в несколько раз, соединив крупные города Поволжья, в том числе и Казань. Старый Рязанский вокзал оказался одним из самых загруженных в Москве. Вместе с Николаевским (Ленинградским) и Ярославским вокзалами это здание завершало ансамбль Каланчевской (ныне Комсомольской) площади. В 1911 году акционеры Общества приняли решение о постройке на месте Рязанского нового, Казанского, вокзала в русском стиле. Объявлен конкурс под девизом «Ворота на Восток», так как вокзал должен был символизировать связь европейской части России с Азией. Участок, отведенный под проектирование, имел свои сложности. Ветка Московско-Казанской железной дороги проходила вдоль Каланчевской площади и заканчивалась тупиком у Рязанского проезда. Таким образом, конфигурация плана сооружения была задана как «глаголь»: длинной стороной оно было развернуто к площади и совмещало в себе черты как тупикового, так и берегового типа станций. Другая важная особенность участка - это то, что он находился значительно ниже по рельефу, чем соседние вокзалы. В конкурсе приняли участие академики архитектуры Ф.О. Шехтель (автор реконструкции Ярославского вокзала, 1902-1904) и А.В. Щусев, а также архитектор-художник Е.Н. Фелейзен.

В вопросах художественной стороны дела Николай Карлович фон Мекк доверял вкусу своего племянника Владимира Владимировича фон Мекка[2] и часто прибегал к его советам. Возможно, В.В. фон Мекк, секретарь великой княгини Елизаветы Федоровны, вовлеченный в процесс создания Покровской церкви Марфо-Мариинской обители по проекту Щусева, советовал архитектора дяде как крупного мастера, способного лучше остальных решить вокзал в русском стиле. Сложно однозначно утверждать, насколько его мнение повлияло на результаты конкурса, но так или иначе проект Щусева победил.

В конкурсном проекте 1911 года Казанский вокзал задуман Щусевым как асимметричная живописная композиция из белоснежных палат, башен и переходов. Это позволяло избежать однообразия при длине фасадов более 200 метров. Значительную роль в его решении играли мотивы новгородско-псковской архитектуры, хотя и не без влияния модерна. В самое низкое место Каланчевской площади ставилась высокая часовая башня, что зрительно нивелировало падение рельефа и превращало вокзал в ее новую доминанту. Социальное неравенство дореволюционной России наложило отпечаток на планировку сооружения. В его центре проектировались служебные помещения, они разделяли части вокзала, рассчитанные на разные классы. Часовая башня маркировала вестибюль 1-2-го классов, малая башня с другой стороны - вестибюль 3-го класса, далее пассажиры проходили в раздельные залы ожидания. При привилегированных классах планировался роскошный ресторан, с этой же стороны замыкали объем вокзала Башня прибытия и Царские покои, предназначенные для членов императорской семьи.

 

  1. Николай Карлович фон Мекк (1863-1929) - российский предприниматель, представитель династии железнодорожных магнатов, меценат. Происходит из старинного дворянского рода. С 1890-го - член правления, а с 1891-го - председатель Общества Московско-Казанской железной дороги. В 1928-м арестован, в 1929-м расстрелян.
  2. Владимир Владимирович фон Мекк (1877-1932) - художник-любитель, коллекционер, общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1899-1903 годах участвовал в организации выставок журнала «Мир искусства». В 1902-1903 годах вместе с кн. С.А. Щербатовым организовал в Петербурге салон «Современное искусство». С 1904-го личный секретарь вел. кн. Елизаветы Федоровны. В 1907-1914 годах участвовал в организации строительства Марфо-Мариинской обители. В 1924-м эмигрировал в США.

Иллюстрации

А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к конкурсному проекту Казанского вокзала. Фасад со стороны Каланчевской площади. Фрагмент. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к конкурсному проекту Казанского вокзала. Фасад со стороны Каланчевской площади. Фрагмент. 1911
Калька, графитный карандаш, акварель. 34,7 × 77,4. Частное собрание. Публикуется впервые
В.В. фон Мекк и А.В. Щусев. 1916
В.В. фон Мекк и А.В. Щусев. 1916
Фотография Д.Р. Вассермана. Частное собрание
А.В. ЩУСЕВ. Конкурсный проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчевской площади. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Конкурсный проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчевской площади. 1911
Бумага, угольный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 44,5 × 72. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Конкурсный проект Казанского вокзала. Фасад со стороны Каланчевской площади. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Конкурсный проект Казанского вокзала. Фасад со стороны Каланчевской площади. 1911
Бумага, графитный карандаш, тушь, перо, акварель, бронзовая краска. 34 × 59,5. Частное собрание. Публикуется впервые

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">