Проект вокзала 1914 года. Приглашение новых художников

Сергей Колузаков

Номер журнала: 
Приложение к #2 2017 (55) "Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"

Следующий вариант проекта Казанского вокзала 1914 года, пожалуй, можно назвать самым «роскошным» его решением. В нем зодчий окончательно остановился на нарышкинском барокко, считая, что эта эпоха «наиболее гибкая по мотивам архитектуры, не имеющая к тому же церковного характера, столь сложившегося вообще с представлением о русском стиле»[8]. Теперь фасады вместо белоснежных рисовались полихромными. Красным кирпичом облицованы на чертежах Щусева Главная башня (вестибюль 1-2-го классов), ресторан, Башня прибытия, часть крыш выделена изумрудной майоликовой черепицей. Часовая башенка приобрела черты венецианской Torre dell'Orologio на площади Сан-Марко и отчасти курантов Спасской башни Московского кремля допетровского времени, ее зодиакальный циферблат стал ярко-синим. Плоскости стен насыщены большим количеством мастерски нарисованных скульптурных деталей, но от планировавшихся изначально наружных панно пришлось отказаться. Заданы перекрытия платформ (дебаркадер) из смешанных железобетонных и металлических конструкций. Царские покои расширены до целого павильона, обстроенного колоннадой, с парадным крыльцом и собственным двориком. Со стороны Каланчевской площади к вокзалу добавлен новый корпус, включающий котельную, квартиры для служащих и магазин. Для «проверки» проекта в объеме, его уточнения, презентации заказчику Щусев заказал макет всего сооружения скульптору С.А. Евсееву[9].

В предшествующих вариантах проекта художественное оформление планировалось лишь в помещениях привилегированных классов, но в 1914 году Щусев распространил его и на 3-й класс. Помимо сохранивших за собой заказ Н.К. Рериха и, частично, Б.М. Кустодиева к участию в росписях вокзала были приглашены А.Н. Бенуа, С.А. Щербатов, П.В. Кузнецов, С.Т. Коненков.

Александр Бенуа был выбран для нового оформления ресторана 1-2-го классов в самом начале 1914 года. Инициатива обращения к нему могла принадлежать фон Меккам, так как у Щусева в то время были с ним серьезные творческие разногласия. Посредником в этом деле выступил И.Э. Грабарь. В своем дневнике от 16 февраля 1914 года Бенуа писал: «Утром в Третьяковскую галерею по зову Грабаря, который предлагает мне “феноменальный”, по его мнению, заказ: одну из декоративных картин строящегося Казанского вокзала, а также наблюдать за работами в этом зале. <...> Сегодня ездил к Щусеву знакомиться с состоянием дел»[10]. О принципиальном согласии мастера взяться за эту работу объявлялось на страницах Архитектурно-художественного еженедельника от 23 апреля того же года: «Ресторан будет отделан в характере Ростовских палат XVII века. По эскизам Александра Н. Бенуа»[11]. К этому времени архитектор выполнил новый проект интерьера ресторана. Прежний плоский деревянный плафон заменен им на коробовый (полуцилиндрический) свод, окрашенный в розовый цвет. В его центре задана крупная живописная композиция в обрамлении лепных орнаментов, по сторонам от нее - несколько второстепенных. В полукруглых завершениях торцевых стен (люнетах) также намечены росписи, входному порталу дано сложное обрамление, сдвоенные витые колонки отделяют пространство для буфетов. По боковым стенам - два ряда оконных проемов (с одной стороны для освещения помещения с улицы, с другой стороны - с теплого перрона). Однако через некоторое время после переговоров с заказчиком Бенуа уехал в Европу для работы над театральными постановками. Кустодиев же, приглашенный для этой работы первоначально, должен был занять место одного из исполнителей будущего замысла Бенуа. Об этом в мае 1914 года ему сообщал Щусев: «Задание и эскиз ресторана несколько изменились, живописи будет 3 очень больш[ие] картины и 6 небольших. Все уже сдано Александру] Бенуа для эскизов сюжетов. Себе он берет потолок, остальные картины раздаст Добужинскому, Вам, Лансере <...> Общий характер сюжетов сочинит Бенуа к осени, а потому придется всем участникам, хоть и выступать под своими фирмами, но советоваться для единства с ним»[12].

Между рестораном и Главной башней (вестибюлем 1-2-го классов) размещался зал ожидания. Для этого восьмигранного в плане помещения Щусев еще в предшествующем варианте проекта задал сложный звездчатый нервюрный свод. Три стены этого зала были заняты широкими окнами, еще две - дверными проемами в вестибюль и ресторан. На трех оставшихся свободных стенах предполагалось разместить живописные композиции. В деловой переписке Щусева указано, что весной - летом 1914 года их исполнение предложили князю Сергею Щербатову[13]. Инициатор его приглашения - близкий друг князя, В.В. фон Мекк.

Зал ожидания 3-го класса, для оформления которого был выбран Павел Кузнецов, планировался трехчастным. В первой части, примыкающей к вестибюлю, размещались кассы, в центральной - места для отдыха и часовня-киворий, в дальней - буфет. Перекрывал эти помещения деревянный потолок с резными балками и световыми фонарями. Сочетание белой бетонной стены и деревянной отделки - главная декоративная тема этого зала. На чертежах 1914 года над аркой буфета зодчий задал ленту живописного фриза, на нем обозначены близко поставленные фигуры в мешковатых одеждах. С большой долей вероятности этот фриз можно соотнести с двумя эскизами Кузнецова «Сбор плодов» и «Азиатский базар» из собрания Третьяковской галереи: оба соответствуют пропорциям и членениям фриза, тематически соотносятся с функцией буфета, близки по времени исполнения к этому варианту проекта Щусева. Азиатский фриз, заданный на направлении главной оси и в самом конце анфилады помещений 3-го класса, должен был стать цветовым акцентом всего зала, близким по колориту предшествующим степным и бухарским работам Кузнецова. Но и его эскизы, как и кустодиевские, вероятно, не были одобрены.

Кроме того, на этой же главной оси зала ожидания должен был разместиться питьевой фонтан, скульптурное решение которого поручили Сергею Коненкову. Точная дата его приглашения неизвестна, как неизвестно и то, начал ли художник работу над эскизами к нему. Но фонтан присутствует на чертежах Щусева того же времени, что и фриз Кузнецова.

С начала строительного сезона 1914 года возведение Казанского вокзала уже продвигалось с большой скоростью (земляные и иные подготовительные работы проводились еще ранее). 7 июня 1914 года состоялся торжественный молебен в честь его закладки.

 

  1. Цит. по: Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М., 1978. С. 43.
  2. Сергей Александрович Евсеев (1882-1959) - скульптор, театральный художник. В 1904 году окончил Строгановское художественно-промышленное училище, учился у К.А. Коровина. В 1908-м возглавил театральные декорационные мастерские в Петербурге. В 1907-м помогал А.Н. Бенуа в оформлении балета «Павильон Армиды» в Мариинском театре, в 1910-е - А.Я. Головину в работе над спектаклем «Маскарад» в Александринском театре. В 1926-м выполнил в сотрудничестве с архитектором В.А. Щуко памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала, в 1934-м - бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса в саду Смольного.
  3. Цит. по: Бенуа А.Н. Дневники. 1908-1916: Воспоминания о русском балете. М., 2011. С. 227. (Далее: Бенуа А.Н. Дневники.)
  4. Цит. по: Хроника // Архитектурно-художественный еженедельник Общества архитекторов-художников. №4. СПб., 1914. С. 48.
  5. Письмо А.В. Щусева Б.М. Кустодиеву. Май 1914 года // ОР ГРМ. Ф. 26. Ед. хр. 43. Л. 9.
  6. В своих воспоминаниях, написанных в эмиграции в 1930-1940-х годах, Щербатов отнес время получения заказа к военному времени (концу 1914 - началу 1915) и указал количество росписей как пять панно. (См.: Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. М., 2000. С. 372-376.) Эту неточность мемуаров выявляет его письмо к Щусеву 1915 года, где он писал, что заказ на три панно был получен им до начала Первой мировой войны. (См.: Письмо С.А. Щербатова А.В. Щусеву от 25 мая 1915 года. // Частное собрание.)

Иллюстрации

А.В. ЩУСЕВ. Проект часовой башни и входа в багажный зал Казанского вокзала. Фрагмент фасада со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект часовой башни и входа в багажный зал Казанского вокзала. Фрагмент фасада со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1914
Калька, уголь, акварель, бронзовая краска. 68 × 98. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1914
Фотография П.К. Остроумова, иллюминированная А.В. Щусевым. Фотобумага на картоне, гуашь, бронзовая краска. 30,2 × 65,7. Частное собрание
А.В. ЩУСЕВ. Проект часовой башни Казанского вокзала. Вариант. 1914–1915
А.В. ЩУСЕВ. Проект часовой башни Казанского вокзала. Вариант. 1914–1915
Бумага, угольный карандаш, гуашь, пастель. 62,7 × 50,5. ГТГ. Приобретено на средства Благотворительного фонда «Транссоюз», 2017. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Проект зала ожидания 1−2-го классов и ресторана Казанского вокзала. Фрагмент фасада со стороны Рязанского проезда. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект зала ожидания 1−2-го классов и ресторана Казанского вокзала. Фрагмент фасада со стороны Рязанского проезда. Вариант. 1914
Калька, графитный карандаш, цветной карандаш, тушь, перо, бронзовая краска. 46,5 × 67. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера ресторана Казанского вокзала. Перспектива. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера ресторана Казанского вокзала. Перспектива. Вариант. 1914
Фотография, иллюминированная А.В. Щусевым. Фотобумага на картоне, акварель, гуашь, бронзовая краска. Внизу фотографии подпись А.Н. Бенуа на французском. Надписи – с левой стороны: Из первых идей украшения (decoration) ресторана Казанского вокзала в Москве, в содружестве с Alex Benois; справа: Фотография с последнего [эскиза] углем А. Щусева, с его же ручной раскраской 1914. РГАЛИ. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера зала ожидания 1−2-го классов Казанского вокзала. Разрез. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера зала ожидания 1−2-го классов Казанского вокзала. Разрез. Вариант. 1914
Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь, палочка, акварель, бронзовая краска. 57,5 × 57,5. Частное собрание. Публикуется впервые
П.В. КУЗНЕЦОВ. Сбор плодов. Эскиз панно для зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. 1914 (?)
П.В. КУЗНЕЦОВ. Сбор плодов. Эскиз панно для зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. 1914 (?)
Холст, темпера. 46,7 × 104,5. ГТГ
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. Перспектива в сторону буфета с показом росписей,<br />
предназначенных П.В. Кузнецову. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. Перспектива в сторону буфета с показом росписей, предназначенных П.В. Кузнецову. Вариант. 1914
Калька, графитный карандаш, тушь, перо. 46 × 58,5. Частное собрание
П.В. КУЗНЕЦОВ. Азиатский базар. Эскиз панно для зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. 1914 (?)
П.В. КУЗНЕЦОВ. Азиатский базар. Эскиз панно для зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. 1914 (?)
Холст, темпера. 44,5 × 106,5. ГТГ
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. Перспектива в сторону буфета с показом фонтана. Проект предназначался для С.Т. Коненкова. Вариант. 1914
А.В. ЩУСЕВ. Проект интерьера зала ожидания 3-го класса Казанского вокзала. Перспектива в сторону буфета с показом фонтана. Проект предназначался для С.Т. Коненкова. Вариант. 1914
Фотография, 1910-е. Частное собрание. Публикуется впервые

Вернуться назад

Теги:
Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">