ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ. НОВАТОРСТВО В ОФОРМЛЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Петра Петтерсен

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

В 1911 году Королевский университет Фредерика в Кристиании1 отмечал свое 100-летие. В этой связи для организации наиболее торжественных юбилейных мероприятий был спроектирован и построен актовый зал (Аула). Новой Ауле придавалось символическое значение: лишь незадолго до того, в 1905 году, Норвегия стала независимым государством, выйдя из унии со Швецией, и стране требовалось упрочить свой национальный статус. Одиннадцать стен и простенков Аулы планировалось украсить в сентябре 1911 года к юбилею университета. Весной 1909 года был объявлен конкурс на оформление университетского зала, а в марте 1910 года были отобраны эскизы принявших участие в конкурсе художников Эдварда Мунка и Эммануэля Вигеланна2.

В августе 1911 года оба художника вновь представили жюри эскизы монументальных панно, однако они не удостоились одобрения, так что проект был отложен. Тем не менее в последующие годы Мунк продолжал трудиться над новыми эскизами и в июне 1914 года наконец получил почетный университетский заказ.

В первых разработках, подготовленных Мунком летом 1909 года, делалась попытка представить основные факультеты университета. Панно «Новые лучи» (физика), «Химия» и «История» и сейчас украшают Аулу, в то время как другие свои первоначальные задумки Мунк впоследствии частично или полностью переработал (илл. 1). На сегодняшний день в Ауле представлены следующие главные панно: «Солнце», «История» и «Альма Матер», каждое со своими боковыми панелями. Лучи «Солнца» освещают боковые картины: слева «Женщины, обращенные к солнцу» и «Пробуждающиеся мужчины в потоке света», а справа «Гении в потоке света» и «Мужчины, обращенные к солнцу». «История» соседствует с полотнами «Химия» и «Новые лучи», а «Альма Матер» - с картинами «Женщины, собирающие урожай» и «Источник». Сам Мунк писал, что хочет, чтобы панно Аулы образовывали законченный и самостоятельный мир идей, а художественное воплощение было бы одновременно и сугубо национальным, и общечеловеческим. Источником вдохновения для трех главных монументальных полотен - «Солнце», «История» и «Альма Матер» - стали норвежская природа и простые норвежцы.

«Солнце» на торцевой стене Аулы - главный живописный сюжет и ключевой элемент идеи оформления (илл. 2). Сюжет зародился в городке Крагерё у Осло-фьорда, где Мунк поселился весной 1909 года после нескольких лет, проведенных за границей. Солнечный диск поднимается над прибрежными скалами Крагерё, его палящие лучи суть источник самой жизни. И Солнце является символом университета как источника просвещения. Солнечные лучи продолжаются и на боковых панно, занимающих два простенка, расположенные под углом 90° по отношению к основному панно, - люди пробуждаются от сна навстречу солнечному свету, а гении рождаются в потоках солнечной энергии (илл. 3, 4). Мотив «Солнца» развивают еще два боковых панно. На одном к живительному теплу простирают руки две женщины, а на другом - в солнечных лучах греются двое мужчин (илл. 5, 6).

Вначале Мунк сделал на эту тему несколько набросков, посвященных стремлению людей к солнцу. Эскиз «Солнце и пробуждающиеся обнаженные мужчины» (1910-1911) свидетельствует о том, что первоначально художник предполагал изобразить на картине в том числе и людей (илл. 7). Однако в августе 1911 года он представил на конкурс пейзаж без человеческих фигур (илл. 8) для торцевой стены: эта идея была подвергнута критике как малоудачная. Ни критические замечания, ни закрытие конкурса не помешали Мунку написать осенью 1911 года «Солнце» - работу, которая и по сей день украшает Аулу. В создании бокового полотна «Пробуждающиеся мужчины в потоке света» (илл. 3) (слева от «Солнца») Мунк, несомненно, вдохновлялся своим первоначальным замыслом.

Композиция состоит из трех мужчин на пестром абстрактном фоне. Один из них стоит, простирая руки к теплу солнечных лучей. У его ног сидит другой проснувшийся мужчина, который только начал осознавать живительную силу солнца. Третий мужчина еще спит в нижней части картины, которая написана в холодных тонах. Часть солнечного диска виднеется на боковом панно справа, его лучи пробуждают к рождению множество гениев-младенцев. На этот сюжет Мунка вдохновила итальянская живопись барокко (илл. 4). В нижней части картины едва намечены две лежащие фигуры. Таким образом, оба боковых панно «Солнца» связаны между собой. Триптих обрамляют два полотна: на картине слева две женщины простирают руки к солнцу (илл. 5), а на картине справа изображены двое мужчин - один сидит и настороженно всматривается в снопы солнечных лучей, другой тянется к солнцу (илл. 6).

Между 1912 и 1913 годами Мунк написал серию монументальных декоративных полотен меньшего формата, которая пользовалась большим успехом на выставках в Германии и получила весьма благожелательные отзывы в прессе. Успех художника норвежские газеты именовали не иначе, как «Триумфальный парад Мунка по Германии», а Йенский университет проявил интерес к приобретению «Солнца»3. Эта насыщенная по цвету, абстрактная версия ранее написанной работы - впечатляющее произведение декоративного искусства, свидетельствующее о склонности Мунка к постоянному обновлению своих сюжетов (илл. 9).

Замысел «Истории» - центрального сюжета одной из боковых стен (илл. 10) - принадлежит к числу наиболее ранних идей Мунка, связанных с оформлением Аулы. Когда он отправил на конкурс в марте 1910 года небольшой эскиз сюжета, сделанный для торцевой стены, его попросили написать полноформатную картину для одной из боковых стен к августу 1911 года. Первый монументальный набросок был создан в мастерской на открытом воздухе в саду имения Скрюббен в Крагерё весьма нетрадиционным способом. Рождение картины запечатлено на нескольких фотографиях. Небольшой набросок вначале был сделан на трех масштабных холстах, натянутых каждый на свой подрамник. После этого холсты сняли с подрамников, прикрепили к деревянной стене мастерской на открытом воздухе (илл. 11) и надставили большими холстами с обеих сторон и меньшими по размеру холстами сверху и снизу. Таким образом, картина состоит из 13 полотен, сшитых вместе экономкой Мунка (илл. 12). Нетрадиционный способ создания наброска идет рука об руку с необычностью сюжета: один из самых уважаемых факультетов университета - исторический - представлен на картине человеком из народа, передающим свой жизненный опыт маленькому мальчику. Сцена разыгрывается под раскидистым вековым дубом на фоне монументального скалистого пейзажа, подчеркивающего силу природы. Время показано через истерзанный стихиями ландшафт, а рассказ старика символизирует передачу знаний. Моделью послужил слепой рыбак Бёрре, рассказы которого о рыбацкой жизни, как потом писал Мунк, углубили и обогатили тему. Красная шапка Бёрре превращена в кровавую корону или шлем, а разноцветные заплаты на одежде, свидетельствующие об ударах судьбы, гармонично сочетаются с замшелым стволом и корнями дуба, а также тысячелетними скалами и исхлестанными волнами шхерами на морском горизонте4.

«Историю» обрамляют сюжеты, представляющие еще два факультета университета: «Новые лучи», символизирующие физику (илл. 13), и «Химия» (илл. 14). В центре обоих панно – древний сюжет: обнаженная пара, ассоциирующаяся с Адамом и Евой. Картины аллегоричны и в этом смысле вполне традиционны для украшения общественных зданий в отличие от «Истории», мотив которой относится скорее к современности. Стиль картин - совершенно модернистский, обе выполнены широкими мазками светящихся красок. При создании панно «Новые лучи» Мунк обращается к только что открытым наукой рентгеновским лучам5. Мужчина и женщина склонились друг к другу, их руки сплетены, они что-то держат в своих руках и напряженно рассматривают. Земля, на которой они стоят, написана абстрактно, едва намечена яркими лучащимися красками, просвечивающими сквозь тела, -это наглядное изображение того, как невидимые рентгеновские лучи просвечивают материю. Идею рентгеновского излучения передают также широкие линии, идущие от голов, а между линиями лучей изображены кристаллы. На картине «Химия» запечатлен многозначный акт творения. Женщина стоит лицом к мужчине с чашей в руках. Мужчина что-то наливает из сосуда в ее чашу. Дым, возникающий в результате этого, поднимается из чаши в небо и приводит к появлению трех гениев-младенцев, которые парят над головами персонажей. Реторты и колбы с разноцветным содержимым обрамляют картину снизу и по бокам.

«Альма Матер» - в буквальном переводе с латыни «кормящая мать» - так в античности называлась Магна Матер, или «Великая мать», а в средние века так именовали Деву Марию. В университетских кругах понятие «Альма Матер» используется в метафорическом значении при упоминании учебного заведения. Как уже говорилось, изначально задумка Мунка по оформлению Аулы состояла в том, чтобы представить факультеты университета. Таким образом, фигура «Альма Матер» метафорически изображает мать факультетов. На картине «Альма Матер» изображена кормящая мать с грудным младенцем на руках - простая земная женщина, такая же, как старец на полотне «История» (илл. 15). Очевидно, идея представить «Мать университета» в образе кормящей грудью крестьянки могла быть воспринята многими современниками как прямое оскорбление, и это было одной из причин, по которой университет Осло долго противился тому, чтобы отдать Мунку заказ на оформление Аулы. Первый монументальный набросок «Альма Матер» был назван «Исследователи»: на нем группа обнаженных детей познает окружающий мир (илл. 16). Эскиз «Исследователей» Мунк сделал летом 1910 года. Как и «История», панно составлено из трех основных частей, и каждая из них сшита с несколькими большими и меньшими по размеру кусками холста. Сам Мунк полагал, что источником вдохновения для создания этой картины послужила крестьянка, которую он видел лет в семнадцать-восемнадцать и тогда же зарисовал6. Художник изменил название сюжета на «Альма Матер», когда после 1913 года удалил из композиции нескольких детей. Мунк был недоволен окончательной версией картины в Ауле (илл. 15) и несколько раз вешал там на пробу более раннюю полноформатную версию (илл. 17).

По обе стороны от «Альма Матер» висят картины «Женщины, собирающие урожай» и «Источник» (илл. 18, 19). Многочисленные широкоформатные эскизы свидетельствуют о том, что Мунк рассматривал оба сюжета в качестве возможных кандидатов на центральный мотив, но в итоге переработал их в боковые панно. Это характерно для его манеры работать: сюжеты никогда не отбрасывались, развивались дальше и, видоизменяясь, использовались для новых композиций. Подобный подход характерен не только для оформления Аулы, но и для творчества Мунка в целом. На панно «Женщины, собирающие урожай» изображены две обнаженные женщины, тянущиеся к тяжелой от плодов ветви. Дерево символизирует университет, а плоды - метафора знаний, которые надо собрать. Эскиз «Медицина. Больные и здоровые» (илл. 19), созданный летом 1909 года - первоначальное композиционное решение для медицинского факультета. На боковом панно «Источник» двое мужчин пьют воду из ручья, стекающего с гор на заднем плане - аллегорический парафраз университета, понимаемого как источник знаний.

В сентябре 1916 года декоративные панно Эдварда Мунка заняли в конце концов свое место в университетском актовом зале. На оформление Аулы ушло несколько лет работы: в период с 1909 по 1916 год художник создал около 140 набросков, эскизов и версий одиннадцати сюжетов, украсивших Аулу, причем несколько работ - в монументальном формате (4,5 х 11,5 м). Этот уникальный материал дает представление о новаторских экспериментах Мунка с техникой живописи и образами. В этом смысле его работа уникальна и свидетельствует о большой трудоспособности, энергии и обилии идей. Сегодня никто не удивляется сюжетам или технике картин, но во времена их создания тематика и манера живописи были весьма необычными для украшения общественных зданий как в Норвегии, так и за рубежом.

КОММЕНТАРИИ

  1. С 1624 по 1924 г. столица Норвегии Осло называлась Кристиания (Kristiania), а до семидесятых годов XIX в. название писалось через «Ch», т. е. Christiania.
  2. Эмануэль Вигеланн - брат скульптора Густава Вигеланна.
  3. Письмо Мунку профессора Эбер-хардта Гризенбаха от 20 января 1914 г.
  4. Записи Мунка, 1933-40, Музей Мунка, № 48.
  5. Рентгеновские лучи открыл в 1895 г. немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923).
  6. Открытка Йенсу Тису, проштемпелеванная 8 ноября 1933 г.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play