Зураб Церетели: ИСКУССТВО СБЛИЖАЕТ ЛЮДЕЙ

Татьяна Кочемасова

Рубрика: 
260 лет Российской Академии художеств
Номер журнала: 
#4 2017 (57)

В канун празднования 260-летия основания Российской академии художеств президент Академии Зураб Константинович Церетели рассказал о прошлом, настоящем и будущем Академии, а вместе с тем и о своих творческих планах.

 

Зураб Церетели в мастерской. 2008
Зураб Церетели в мастерской. 2008

Зураб Константинович, в нынешнем году Российская академия художеств отмечает 260-летие со дня основания. Программа очень насыщенная, в ней множество проектов - какие из них Вы бы выделили?

Российская академия художеств является, по сути, преемницей традиций Академии наук и художеств, которая ведет свою историю от указа императора Петра I от 1724 года, однако исторически сложилось так, что Императорская академия художеств как самостоятельная структура была основана в 1757 году. В юбилейном году запланировано много интереснейших событий, посвященных 260-летию Академии: выставок, конференций, мастер-классов и, конечно, научных публикаций.

Например, большая выставка станет своеобразным отчетом о работе за последние 10 лет. Будут представлены все наши отделения и филиалы, научные и образовательные программы. Мы впервые делаем ее интерактивной: все демонстрируется на экранах, очень много информации - что такое Академия художеств сегодня, чем она занимается... Показываем в том числе и новейшие художественные течения, и новые технологии. Выставки пройдут и в региональных отделениях Академии - в Саратове, Красноярске, да и традиционная конференция - Алпатовские чтения - также будет посвящена юбилею.

Но главные праздничные события - это программа с 19 по 21 сентября.

19 сентября открываются юбилейная выставка, а также II Международный форум «Мировая культура как ресурс устойчивого развития». Приедут участники из зарубежных стран и из разных регионов России. Главные темы - многообразие культур, сближение через сотрудничество, два дня плотной работы. А 21 сентября по традиции состоится главное событие - общее академическое собрание с участием всех членов Академии, почетных членов, зарубежных гостей.

В чем отличие между почетными членами и зарубежными академиками, какова их роль в функционировании Российской академии художеств?

Для того чтобы понять, зачем мы выбираем почетных членов, надо обратиться к истории. Только что основанная Академия художеств сразу же взяла на себя организацию художественного образования, развитие отечественного изобразительного искусства и архитектуры, наук об искусстве, а также стала международным культурным центром, который объединял видных представителей науки и культуры.

В качестве профессоров, академиков, почетных вольных общников, почетных членов и действительных членов в состав Академии художеств входили начиная с 1757 года выдающиеся представители отечественного и зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, литературы, театра, музыки и науки. Судите сами, какие имена: Ломоносов, Дидро, Фальконе, Росси, Шевченко, Третьяков, Менделеев, Менцель, Роден! Почетными членами нашей Академии были 190 выдающихся представителей художественной культуры и науки из 16 государств.

Эта традиция продолжается. Среди наших почетных академиков, зарубежных и российских, люди поистине уникальные - ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий, Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова, Постоянный секретарь Французской академии (Института Франции) Элен Каррер д'Анкосс, директор Национального музея изобразительных искусств Китая скульптор У Вэйшань, знаменитый дизайнер Пьер Карден. В современное академическое пространство вписаны выдающиеся деятели науки, медицины, культуры - ученый Юрий Осипов, хирург Лео Бокерия, летчик-космонавт Алексей Леонов, певец Иосиф Кобзон, кинорежиссеры Станислав Говорухин, Никита Михалков, Георгий Данелия, Сергей Соловьев, поэты Андрей Дементьев и Илья Резник, писатель и драматург Эдвард Радзинский, дирижер Владимир Федосеев, альтист и дирижер Юрий Башмет, бизнесмены и меценаты - Виталий Мащицкий, соучредитель и генеральный спонсор журнала «Третьяковская галерея», учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус, основатель музея ИРРИ (Институт русского реалистического искусства) Алексей Ананьев и многие-многие другие. А ведь сколько любимых мною, уважаемых людей я сейчас не назвал, прошу у них прощения, иначе это растянулось бы на целую статью... Мы гордимся, что такие люди являются частью Академии. Подобное единство культуры, искусства, науки уникально и полезно для жизни Академии художеств, для повышения ее роли в современном мире.

Как бы Вы охарактеризовали роль Российской академии художеств в современной культуре?

За почти три века - а это серьезный возраст - Академия художеств пережила и реформы, и реорганизацию, и уничтожение в 1917 году, и воссоздание вскоре после окончания войны, в 1947 году. Она есть, она нужна, она развивается. Сегодня, как и всегда, Российская академия художеств продолжает служить своей главной цели - сохранению и развитию отечественного изобразительного искусства, художественной культуры России, ее национальной идентичности.

Программа фундаментальных научных исследований, в рамках которой работала Академия в последние годы, включает наиболее актуальные направления в науке об искусстве. Эту программу выполняют все наши структурные подразделения: научные, образовательные, музейно-выставочные; в ней участвуют все профильные отделения Академии (архитектуры, живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративного искусства, театрального и кинодекорационного искусства, искусствознания и художественной критики, фото- и мультимедийных технологий, новейших художественных течений), специалисты во всех регионах страны - в Центральной России, Поволжье, на Юге России, Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Крайне важно, чтобы все подразделения работали совместно. Ведь конкретные результаты в одной сфере (в науках об искусстве, в образовательной или выставочной деятельности) напрямую зависят от другой. Только сохраняя единство, можно говорить о развитии в национальном и международном масштабе.

Вообще перед нами много непростых задач. Я, например, переживаю, что теряется исполнительское мастерство. Ведь закрылись художественные комбинаты, техникумы, ФЗО, училища, в которых готовили мастеров. Это касается и скульптуры, и других видов изобразительного искусства. Академия много раз поднимала этот вопрос, а нам говорили: «А стоит ли воссоздавать, может, молодежь не очень-то и хочет?!» Но вот именно молодежь во время встречи в Тавриде обратилась к президенту Путину с просьбой воссоздать художественные комбинаты, и Владимир Владимирович сразу дал поручение. Хоть это и непросто, но будем теперь восстанавливать: по счастью, решение принято на высшем уровне.

Для Вас этот год тоже особенный - вот уже 20 лет как Вы являетесь президентом Академии, за это время Вы много раз единогласно переизбирались. Как Вы оцениваете работу Академии за этот срок, каковы главные проблемы?

А ведь правда, 20 лет уже! Я сам этого не ощущаю. Любые цифры - скажем, дни рождения или номера телефонов - мне всегда было трудно запомнить...

А если серьезно, много всего произошло за это время. В 1997 году, когда меня выбрали президентом, все было непросто, так что главной задачей для меня было объединить как можно больше талантливых людей, чтобы усилить мощь Академии. Провели новые выборы, в президиум Академии пришли новые силы. Многое удалось привести в порядок, это касается и ремонта, и частичной реорганизации, обновления Академии. Я всегда поддерживал приход молодежи, но и к старшему поколению относился с уважением: у них было чему поучиться, да и мне хотелось сохранить преемственность. Вот и сейчас мы стараемся сохранить сотрудничество опытных кадров с новыми. Рад, что удалось открыть новые отделения - фото- и мультимедиа, новейших художественных течений. Так что стараемся идти в ногу со временем. Вообще моя позиция такова: все, что делается талантливого и достойного - пусть авторами будут реалисты, или «актуальные» художники, или еще кто-то, - все это достойно внимания и профессиональной оценки Академии. Я создал Московский музей современного искусства - первый в России, передал туда и свою личную коллекцию западного и отечественного искусства. Там выставляются и академики, и те, кто развивает новейшие течения. Мне важно, чтобы это было единое целое - современный мир современного искусства - разный, сложный, но без вражды и противостояния...

Проблемы, к сожалению, есть, как без них? Например, прошла реформа всех академий наук, а мы ведь тоже называемся государственной академией. Я сразу заявил, что мы особенные в том плане, что мы отличаемся от, скажем, Российской академии наук, или Академии медицинских наук, или Академии сельскохозяйственных наук. Ведь там научные институты, ученые занимаются фундаментальными исследованиями. А у нас лишь отделение искусствознания - научное, а отделения живописи или скульптуры - в них произведения создают. Когда нам пишут, чтобы отчитались только за науку, я доказываю, что для изобразительного искусства нужны свои нормы, свой отчет. Искусство - это наука, бесспорно, это я любому докажу. Но наука особенная, а формальный подход все погубит. Создавать произведение - вот что для нас фундаментальная работа. Да к тому же у нас сначала вывели из подчинения вузы, лицеи, даже НИИ - а сейчас постепенно обратно возвращают. Потому что не может существовать отделение Академии без академических НИИ - и наоборот, поскольку теряются профессиональное взаимодействие, сотрудничество, самый смысл существования таких структур. Если приходишь в институт не как на работу, а как будто в гости позвали - как прикажете участвовать в образовательных программах вузов?! Хотя надо сказать, что связь с академическими вузами мы не теряем, ведь руководители мастерских, заведующие кафедрами - все наши, все академики Академии художеств.

Я рад, что с первого дня Минкультуры нас поддерживало и старается помогать, насколько это возможно. И Государственная Дума тоже, а Иосиф Давыдович Кобзон лично инициировал новый закон «О Российской академии художеств». Но. видно, пока не время. Надеемся, что в юбилейный год что- то сдвинется в позитивную сторону в этих болезненных для Академии художеств вопросах.

Для Академии всегда было одним из приоритетных направлений международное сотрудничество, ибо она сама возникла как глобальный опыт, перенесенный на российскую землю и получивший свое развитие. Какое место в мире занимает сегодня Академия художеств и какова роль зарубежных связей для российской художественной школы?

Направления международной деятельности Российской академии художеств соответствуют принципам сохранения и развития традиций академического художественного образования и высокого творческого профессионализма, служат задачам продвижения отечественного изобразительного искусства за рубежом.

С 2007 по 2017 год в рамках перекрестных годов культур Академия провела выставки и конференции Россия - Италия, Россия - Испания, Россия - Франция, Россия - Германия, Россия - Великобритания, Россия - Нидерланды, Россия - Греция.

За этот же период зарубежными почетными членами Академии были избраны деятели культуры, науки и искусства Италии, Франции, Испании, Германии, Македонии, Лихтенштейна, США, Израиля, КНР, Японии, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Армении, Республики Беларусь и других стран.

Продолжаем международный обмен мастер-классами, лекциями, семинарами. Очень важно добавить, что мы не только сами ездим, мы открыты и для зарубежных художников. В выставочных залах Академии каждый месяц открывается несколько выставок: показывают работы и наших академиков, и зарубежных мастеров.

Вы - Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, причем, как отмечает руководство ЮНЕСКО и МИДа, один из самых активных Послов, и Ваш особый вклад был отмечен высшей наградой ЮНЕСКО - медалью Пяти континентов. Что Вам наиболее интересно в работе с этой международной организацией? В каких программах Вы принимаете участие?

Для меня это по сути продолжение международной деятельности Академии, так что мы давно сотрудничаем с ЮНЕСКО. Как только я стал Послом Доброй Воли ЮНЕСКО, сразу предложил сделать в залах штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже выставку выпускников двух академических вузов (в Москве и Санкт-Петербурге). Все тогда были в восхищении от их мастерства, от качества художественной школы, которую мы сохранили.

При поддержке Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора в структуре Академии художеств с 1997 года действует Международная кафедра ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры, в рамках которой реализуются образовательные и научно-исследовательские программы с учетом актуальных требований ЮНЕСКО. Многие выставочные и научные мероприятия Академии художеств были реализованы в штаб-квартире ЮНЕСКО, прошли под эгидой международной организации и при участии ее руководства. В ЮНЕСКО представлены все части света, и нетрудно узнать, что такое Академия художеств в России, как развивается российская школа изобразительного искусства. А для меня, в том числе и как для Посла Доброй Воли ЮНЕСКО, главная задача - это сохранение и развитие российской художественной школы, ее национального своеобразия.

За последние годы у Вас было реализовано много творческих проектов как в России, так и за рубежом. Какие из них Вы бы сами выделили как наиболее важные и интересные для Вас как художника?

Ко всем своим скульптурам отношусь, как к живым людям: никого не могу обидеть, всех хочу выделить. Даже точнее сказать - как к детям. Ну как выделишь - кто-то лучше или хуже, когда сам родил, сам создал. Спустя время, конечно, можно рассуждать и анализировать, но все равно менее важных или более важных проектов не бывает. Для меня что памятная доска на доме, что многометровый монумент - одинаково ответственно.

В России было действительно много проектов за десять лет, миновавших с прошлого академического юбилея - с 2007 года. Это памятный знак, посвященный жертвам теракта в Беслане (2010), который установлен в Москве возле Аланского подворья. И памятник П.А. Столыпину в Ульяновске (2012), Зое Космодемьянской в Рузе (2013), памятник Казачеству в Краснодаре (2015), памятник народному ополчению (точнее воинам 7-й Бауманской дивизии народного ополчения) в Москве (2015). Конечно, бюсты князей, царей и императоров России, установленные во дворике Российского военно-исторического общества. Я люблю историю: все памятники, о которых я сейчас говорю, это история России. В молодости, сразу после института, мне повезло поступить на работу в институт археологии и этнографии Академии наук Грузии. Я делал обмеры, эскизы, ездил в экспедиции. Поэтому композиции на исторические темы, образы выдающихся личностей - это, наверное, одна из самых важных для меня тем.

В прошлом году мы с моим другом Андреем Дементьевым открыли памятник поэтам-шестидесятникам (Тверь, 2016). В Твери, откуда Дементьев родом, он открыл уникальный дом поэзии, единственный в России. И вот Андрей подал мне идею - подумай над памятником шестидесятникам. Я придумал немного необычную композицию: черный квадрат, а в нем книги, на корешках которых фамилии выдающихся поэтов. Очень рад, что памятник пришелся по душе жителям Твери и тем, кто туда приезжает.

А что из зарубежных реализованных проектов Вы бы отметили?

Ну, конечно, образ апостола Павла в Греции (город Верия, 2013), патриарх Кирилл открывал его. Памятник Иоанну Павлу II в Париже (2014): польская католическая миссия предлагала установить его рядом с их храмом, а мэрия Парижа предложила на выбор несколько мест рядом с Собором Парижской Богоматери. Если бы мне заранее сказали, что так будет, - не поверил бы! Сейчас памятник установлен рядом с собором и смотрит на реку Сену - замечательное место, в полном смысле слова сакральное. Для меня это большая честь. На открытии присутствовали мэр Парижа и Генеральный директор ЮНЕСКО.

Рад был возможности установить памятники у себя на родине - в Грузии. Скульптурная композиция «Мимино» (Тбилиси, 2011) - о дружбе. Там изображены Леонов, Мкртчян, Кикабидзе и Данелия. Назову еще памятник Нино Рамишвили и Илико Сухишвили (Тбилиси, 2011). Сейчас заканчиваю большую работу, несколько десятилетий тружусь над монументом «История Грузии». Вот доведу до конца - и будем открывать на тбилисском море.

Во Франции установлены «Мушкетеры» (2010). В городе Кондом в Гаскони стоит уникальный собор, кажется, XIII века, и там каждый год собираются члены общества мушкетеров Франции. Они предложили сделать памятник - а я взял за основу образы наших выдающихся актеров Боярского, Смехова, Смирнитского, Старыгина, которые сыграли мушкетеров в отечественном фильме. Смехов и Смирнит- ский приехали на открытие, так их тут же произвели во французские мушкетеры! Снова получился проект о дружбе. Знаете, через культуру происходит сближение народов, понимание другого народа. С помощью искусства люди становятся ближе друг к другу.

Мой старый друг Армандо Джинези пригласил меня создать композицию для маленького итальянского города Морчиано ди Романья, это недалеко от Римини. Там родина знаменитого итальянского скульптора Умберто Боччоне. Одну городскую площадь предложили оформить Арнальдо Помодоро, а другую - мне. Я придумал установить там клоунов. Ведь Римини - родина великого Феллини. Вот я и решил сделать такую свободную композицию. Было очень интересно.

Зураб Константинович, а как обстоят дела с Вашим грандиозным проектом статуи Христофора Колумба? Она уже установлена?

Этот проект правильнее назвать так: «Как Европа нашла Америку», я над ним работал почти 30 лет. Ведь он посвящен 500-летию легендарного похода флотилии Христофора Колумба и открытию Америки. В 1989 году было принято решение установить два памятника: в Испании и Америке. Я победил в международном конкурсе, и первая часть проекта - 45-метровая монументальная композиция «Рождение Нового Человека» - была установлена в 1995 году в гавани Севильи, откуда Колумб уходил в плавание. Комиссия по культуре ЮНЕСКО признала ее лучшим произведением пластики XX столетия. Уменьшенный авторский вариант я установил во дворе штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Монтаж второй части проекта - 126-метровой скульптурной композиции «Рождение Нового Света» - я закончил в 2016 году в Пуэрто-Рико.

У Вас прошло много персональных выставок и в регионах России, и за рубежом. Отличается ли публика, разнятся ли отзывы, вообще - есть ли для Вас разница между московским зрителем и, скажем, зрителем в Перми?

Я провел выставки фактически по всей России, хотя есть регионы, в которые, к сожалению, еще не доехал, а так - Урал, Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, Юг России. От Краснодара до Красноярска! Для меня это уникальная возможность показать свое лицо - свое творчество - и художникам, и широкой аудитории зрителей. Почти везде просили провести мастер-класс. Сравнивать сложно, но я бы сказал, что вдали от столицы привлекает удивительная доброта людей, их открытость. Я всегда чувствую это в общении с людьми, даже на пресс-конференциях. Такие встречи мне очень помогают: добрые глаза, слова поддержки - это очень дорого. Для художника важна реакция зрителя, без этого он не может.

Помимо всего прочего, я ведь президент Российской академии художеств, так что для меня выставки - своеобразный отчет перед художниками: показать, что я сейчас делаю, как работаю. В этом плане отзывы коллег, профессионалов для меня очень ценны.

За рубежом в последние 10 лет прошло несколько моих выставок - в Италии, Франции, Турции, Китае, Швейцарии. Состоялось очень много интересных встреч, новых знакомств. Для меня такие поездки - прекрасная возможность развивать международное сотрудничество.

Меня радует, что и в России, и за рубежом принимают мои работы, люди с интересом относятся к тому, что я делаю. Это, наверное, самое главное, ибо дает тонус работать дальше.

З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Монументальная композиция «Рождение Нового Человека»
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Монументальная композиция «Рождение Нового Человека»
Первая часть проекта «Как Европа нашла Америку», посвященная 500-летию исторического плавания Христофора Колумба к берегам Американского континента. 1995
Бронза, медь, сталь. Высота 45 м. Севилья, Испания

Почти каждую неделю Вы проводите мастер-классы. Как бы Вы охарактеризовали для себя этот процесс? Что они дают Вам и что, на Ваш взгляд, могут получить посетители Ваших мастер-классов?

Для меня это большая радость, удовольствие - заниматься любимым делом, да еще давать возможность другим людям окунуться в этот процесс. Там и дети, и молодежь, и люди в возрасте - аудитория очень разная. И часто понимаешь, что пришли не профессионалы, а просто люди, которым интересно. Меня часто спрашивали, зачем, мол, я трачу время на людей, которые придут всего один или два раза... Но на мастер-классах у меня складывается свое отношение к посетителям: если человек пришел и получил радость от того, что прикоснулся к живописи, значит, я выполнил свою задачу. Поэтому атмосфера на занятиях должна быть свободной, чтобы люди смогли отдохнуть и почувствовать, что такое живопись. Я бесплатно даю всем холстики, кисти и краски, так что все могут попробовать свои силы.

Конечно, заниматься живописью с детьми - это потрясающий заряд энергии. Думаю, я от них получаю больше энергии, чем они от меня. Я много раз говорил, что и Пикассо, и Матисс позавидовали бы, глядя на их рисунки. Это же прелесть, как они обобщают форму, как выбирают цвет, как сочетают. Подобная свобода может родиться только в детской чистой, открытой душе. Мы, взрослые, уже зажаты, не способны фантазировать.

На мастер-классах я практически не даю заданий. Сначала смотрю, кто вообще пришел. Если с подготовкой - художественная школа или училище, тогда можно и задание дать, и посоветовать что-то в профессиональном плане. А когда группа разная и по возрасту, и по подготовке или если пришли маленькие дети, тогда говорю: «Сегодня давайте фантазировать!» Сам тоже обязательно пишу, и ко мне подходят, смотрят, спрашивают. Когда все закончили - иду смотреть, что получилось.

Вы выступили с инициативой открытия программы по арт-терапии в Российской академии художеств. Уже прошло несколько конференций и семинаров, изданы научные сборники... И сами Вы проводите, как говорится, «специальные» мастер-классы. Что такое, по-вашему, арт-терапия, чувствуете ли Вы реальные перспективы этого направления?

Знаете, то, что искусство умеет лечить, - это очевидно. Оно по-разному воздействует на людей, в том числе не очень здоровых. но одно очевидно: присутствует мощная сила энергии. Есть примеры, показывающие, что искусство способно давать положительную энергию и, если хотите, оздоравливать. Впервые я узнал об арт-терапии в Америке. В 1978-1979 годах меня пригласили в университет города Брокпорт в штате Нью-Йорк. Там я преподавал на факультете изящных искусств. Первые мои скульптуры появились как раз там - одну из них, «Прометей», я сделал для университета, а другую передали от СССР в дар США. Это монумент «Счастье детям всего мира»: композиция посвящена первым олимпийским играм для детей с ограниченными возможностями.

Организовывал эту олимпиаду фонд Кеннеди - Шрайвер. А моя композиция посвящена как раз неограниченным возможностям человека. Главное, я увидел, как люди без ног, без рук занимаются спортом, какие они свободные, раскованные и жизнелюбивые. Это произвело на меня огромное впечатление. Я стремился найти нужное мне решение через знаковость, через обобщение формы. Кроме того, состоялись и мастер-классы, специальные занятия по изобразительному искусству.

Я тогда подумал, что у нас тоже надо так делать. Ведь это приносит людям столько радости... Ну а сегодня все это уже научно доказывается. Потому мы в Академии открыли научную программу «Искусство, наука, медицина»: провели интересные конференции, теперь ученые, врачи и художники вместе работают. Будем это направление обязательно развивать.

Сам я не специалист в этой области, но эта тема меня очень волнует. Я стараюсь почаще проводить такие специальные мастер-классы и для детей, и для взрослых. Там потрясающе сильные, талантливые люди из онкоцентров, из кардиоцентров, после реабилитации. Особенно восхищают меня дети - как они борются с трудностями, как преодолевают себя. Иной раз ужасно переживаю - ну за что такому маленькому столько горя. Но сдерживаю слезы: нельзя показать свои чувства, надо сдерживаться.

Искусство и религия - одна из программных тем в Российской академии художеств. После воссоздания Храма Христа Спасителя, которое осуществили академики Российской академии художеств, какие проекты с участием Академии Вы бы назвали?

Воссоздание Храма Христа Спасителя стало знаковым событием. Действительно, вся Академия объединилась, наши выдающиеся художники раскрыли себя по-новому. Очень сложно было выполнять такой объем, да еще и в кратчайшие сроки. Ведь в XIX веке храм возводился и украшался в течение десятилетий, а мы воссоздали его за два года. Приурочили к 2000-летию Рождества Христова, в этом был особый смысл для всех нас.

Академия выполняет множество проектов в России и за рубежом - это и росписи храмов, и мозаики. Вот сейчас Российская академия художеств, ее академики создают внутреннее мозаичное убранство храма Святого Саввы в Белграде. Колоссальная работа: ведь это строение считается самым большим православным храмом в Европе. Российские художники создали для него мозаики в рамках особого международного сотрудничества: это дар Сербии на официальном уровне. Академия фактически выполняет поручение президента России.

Если бы Вам предложили обратиться к аудитории, о каком из проектов Вы бы им сейчас рассказали, что бы предложили посмотреть?

Думаю, я пригласил бы всех в мой новый музей-мастерскую - в Переделкино. Там получилось, я думаю, очень любопытное пространство. Скульптуры поставлены под открытым небом, как будто они растут вместе с деревьями. Когда-то давно, еще при СССР, эту дачу - небольшой домик с двумя мастерскими - построили специально для французского художника Фернана Леже и его супруги Нади. Фернан, кажется, всего один раз там был. Я хорошо знал Надю Леже. Ей нравились мои работы. Она сама занималась мозаикой, очень талантливая женщина. Надя хотела мне эту дачу подарить. После ее кончины родственники хотели продать, а у меня была возможность купить дачу, хотя тогда еще не знал, для чего. Я работал в мастерской в Москве и все время ездил из Москвы в Тбилиси и обратно. А теперь вот много времени провожу в Переделкине, ощущаю там особую творческую энергию. Приезжаю туда, работаю, пишу... И вот что заметил: в дверь все время стучат люди, они заходят и спрашивают: «Это музей, можно посмотреть?» Я решил, что надо и в самом деле открыть вход для всех. Только что доделал экспозицию во дворе - кажется, установил уже все, как хотел. Правда, это живой процесс: там атмосфера мастерской - все время что-то меняется, передвигается, доделывается. Приятно, что после экскурсий в музей Окуджавы, Евтушенко, Пастернака заходят и ко мне. У меня, кстати, можно увидеть портреты всех этих великих людей.

Зураб Константинович, а не мешают посетители: Вы работаете, а они приходят, отвлекают?

Никогда! Ко мне и во время мастер-классов подходят, что-то спрашивают, хотят поговорить. Отвлекает немного, но я люблю людей, я же работаю для зрителя. Поэтому радуюсь, что людям интересно мое искусство. Приходят целыми семьями, с детьми, особенно в выходные дни - это просто здорово!

Иллюстрации
Открытие памятника Иоанну Павлу II Зураба Церетели. Париж, 2014
Зураб Церетели, архиепископ польского города Лодзь Марек Едражевский, мэр Парижа Анн Идальго, архиепископ Парижа кардинал Андре Вен-Труа на открытии памятника Иоанну Павлу II. Париж, 2014
Справа налево:
Зураб Церетели, архиепископ польского города Лодзь Марек Едражевский, мэр Парижа Анн Идальго, архиепископ Парижа кардинал Андре Вен-Труа на открытии памятника Иоанну Павлу II. Париж, 2014
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Монумент «Добро побеждает Зло». 1990
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Монумент «Добро побеждает Зло». 1990
Бронза, металл, части ракет – американских «Першинг» и советских «СС-20», уничтоженных в соответствии с договором между СССР и США о сокращении ядерных вооружений. Высота 16 м. Нью-Йорк. США
В.В. Путин в Галерее искусств Зураба Церетели
В.В. Путин в Галерее искусств Зураба Церетели
Евгений Евтушенко и Зураб Церетели
Евгений Евтушенко и Зураб Церетели
Юрий Любимов и Зураб Церетели
Юрий Любимов и Зураб Церетели
Генеральный директор ЮНЕСКО господин Коичиро Мацууро вручает золотую медаль имени Пикассо Зурабу Церетели. 2007
Генеральный директор ЮНЕСКО господин Коичиро Мацууро вручает золотую медаль имени Пикассо Зурабу Церетели. 2007
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане. 2004
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане. 2004
Бронза. Высота 1,2 м
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Мои любимые художники. 2008
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Мои любимые художники. 2008
Бронза
Зураб Церетели с почетными членами Российской академии художеств Александром Дзасоховым (слева) и Петром Шереметевым (справа) на открытии выставки Академии художеств в ЮНЕСКО. 2010
Зураб Церетели с почетными членами Российской академии художеств Александром Дзасоховым (слева) и Петром Шереметевым (справа) на открытии выставки Академии художеств в ЮНЕСКО. 2010
На открытии павильона Российской академии художеств в рамках международной выставки «Art en Capital» в Гран Пале. Париж, 2017
На открытии павильона Российской академии художеств в рамках международной выставки «Art en Capital» в Гран Пале. Париж, 2017
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в скульптурной мастерской З.К. Церетели
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в скульптурной мастерской З.К. Церетели
Мастер-класс Зураба Церетели в Центре культуры и искусств Топхане-и Амире, Стамбул, 2015
Мастер-класс Зураба Церетели в Центре культуры и искусств Топхане-и Амире, Стамбул, 2015
Осмотр монумента «История Грузии» совместно с Католикос-Патриархом всея Грузии Илией II
Осмотр монумента «История Грузии» совместно с Католикос-Патриархом всея Грузии Илией II
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Ипатьевская ночь. 2005
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Ипатьевская ночь. 2005
Бронза
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Рождение Нового Света. 2016
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Рождение Нового Света. 2016
Бронза. Пуэрто-Рико
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Дуэт
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Дуэт
Объемная эмаль
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памяти Шарля де Голля. 2006
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памяти Шарля де Голля. 2006
Объемная эмаль
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Пикассо. 2007–2008
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Пикассо. 2007–2008
Гипс крашеный
В мастерской Марка Шагала
В мастерской Марка Шагала
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник Н.В. Гоголю. 2002
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник Н.В. Гоголю. 2002
Бронза. Высота 2,8 м. Вилла Боргезе, Рим, Италия
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Эмалевое панно в интерьерном решении станции метро «Парк Победы»
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Эмалевое панно в интерьерном решении станции метро «Парк Победы»
Москва, Россия
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник актеру Рамазу Чхиквадзе. 2013
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник актеру Рамазу Чхиквадзе. 2013
Бронза. Тбилиси, Грузия
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Иосиф Бродский. Скульптурный рельеф из серии «Мои современники». 1999–2001
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Иосиф Бродский. Скульптурный рельеф из серии «Мои современники». 1999–2001
Бронза
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Оп-хоп. 2005
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Оп-хоп. 2005
Холст, масло
Дочь Чарли Чаплина Джеральдина и Зураб Церетели
Дочь Чарли Чаплина Джеральдина и Зураб Церетели

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play