«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»

Светлана Володина

Рубрика: 
260 лет Российской Академии художеств
Номер журнала: 
#4 2017 (57)

Указ об основании «Академии художеств и наук», изданный Петром Великим 22 декабря 1724 года, имел целью «приведение[1] художеств и наук в лучшее состояние» , однако ее деятельность развивалась в основном в научном направлении. При императрице Елизавете Петровне было издано Постановление Правительствующего Сената от 6 ноября 1757 года, которое определило создание самостоятельной Академии художеств (она числилась при Московском университете): «Академию художеств в Санкт-Петербурге учредить, а на каком основании оная быть может, имеет о том генерал-порутчик и Московского Университета куратор и кавалер Шувалов подать в Правительствующий Сенат проект и штат, а <...> по выше описываемому требованию <...> для содержания в оной учителей и учеников, а также и других в академии художеств потребностей <.> отпустить из Штат-Конторы 6000 р<...> ныне <...> и впредь»[2].

Указ Петра I об основании Академии художеств и наук. Автограф. 1724
Указ Петра I об основании Академии художеств и наук. Автограф. 1724. РГАДА

Иван Иванович Шувалов (1727-1797), фаворит императрицы Елизаветы Петровны, был крупным государственным деятелем, меценатом и любителем искусства. Главная его заслуга - это покровительство образованию. В числе его значимых дел - учреждение Московского университета и Академии художеств. Составленные Шуваловым «Регламент Академии художеств» и «Учреждение Императорской Академии художеств в 16-ти пунктах» зафиксировали принципы ее существования[3].

Екатерина II, провозгласившая себя продолжательницей дел не только своей «тетки Елисабет», но в первую очередь Петра Великого, внесла свой державный вклад в развитие Академии художеств. 4 ноября 1764 года императрица «даровала Академии Устав и Привилегию», содержавшие наставления об организации учебного процесса, о воспитании художника, этике поведения и правилах общежития учащихся.

Титульный лист и виньетки Устава Императорской Академии художеств
Титульный лист и виньетки Устава Императорской Академии художеств
НИМ РАХ

З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник Екатерине II
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ
Памятник Екатерине II

Императрица назначила «инаугурацию Академии» в годовщину своего вступления на престол. Роскошное торжество, состоявшееся 28 июня 1765 года, было в восторженных словах описано современниками. Оно включало богато декорированное «театрализованное представление на барках на Неве и на пристани, речь конференц-секретаря Салтыкова, чтение “дарованной привилегии", вручение дипломов профессорам, приветствие архимандрита Платона, молебен и закладку академической церкви, закладку грандиозного здания-ансамбля Академии, и поныне поражающего своими масштабами и великолепием. В течение 8 дней богато украшенная произведениями искусства Академия была открыта для свободного доступа публики»[4]. «Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей»[5]. Все это, а самое главное - законодательные государственные акты, имело настолько большое значение для поднятия статуса Академии, что в период до 1917 года официальной датой рождения Академии считался 1764 год.

В.И. ЯКОБИ. Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года. 1889
В.И. ЯКОБИ. Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года. 1889
Холст, масло. НИМ РАХ

Советская историография, нацеленная на вымарывание из отечественной истории заслуг императорской власти, отменила эту дату. В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь русский ученый-просветитель М.В. Ломоносов, бывший сподвижником И.И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета.

В настоящее время историческая справедливость восстановлена. 6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания «Академии художеств и наук». Президент Российской академии наук в приветственной речи подчеркнул, что в названии Академии, задуманной Петром I, слово «художества» стоит на первом месте перед словом «науки».

Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества». И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой (1704-1795), не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров (первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами), менялись ее структура, штат и устав.

Российская Императорская Академия художеств (ИАХ, в начале своего существования по торжественной формулировке И.И. Шувалова носившая название «Академия трех знатнейших художеств») являлась государственным учреждением и финансировалась из казны. Впоследствии государственный статус ИАХ был оформлен причислением ее к Министерству Императорского двора, учрежденному Николаем I в 1826 году во время коронации. Министерство ежегодно утверждало представляемые Советом сметы и осуществляло финансирование. Однако и сверх смет при возникновении непредвиденных потребностей казна не отказывала Совету в выделении средств для покрытия дополнительных расходов. Свидетельств этого в архивных материалах Академии очень много.

История ИАХ во второй половине XIX - начале XX века во многом связана с художественными и организационными инициативами ее президента, вел. кн. Владимира Александровича (1847-1909), брата императора Александра III. Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения. Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства.

По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел. кн. Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем (заместителем) президента вел. кн. Марии Николаевны (1819-1876), в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках.

После кончины вел. кн. Марии Николаевны в 1876 году согласно Указу Александра II вел. кн. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории.

С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства. Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. (С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок.)

Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране.

По свидетельству современников, с президентством вел. кн. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1) введение нового академического устава 1893 г. и связанная с ним коренная реформа Академии, 2) поддержка провинциальных художественных школ и 3) основание Русского музея имени Императора Александра III в Санкт-Петербурге»[6].

В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано:

«1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России.
2. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7].

Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности.

По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. кн. Владимира Александровича.

Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8].

Н.Г. ШИЛЬДЕР. Портрет Александра III (1845–1894)
Н.Г. ШИЛЬДЕР. Портрет Александра III (1845–1894)
Холст, масло. 88 × 75,5. ГРМ

Культурная политика Александра III заключалась в активном покровительстве отечественному искусству. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. кн. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А.И. Корзухин и В.Е. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И.Н. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами.

В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. кн. Александр Михайлович признается: «...чтобы высоко поддерживать знамя русского искусства, императорской семье надо было ежегодно расходовать 2 миллиона рублей». Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С.П. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10].

Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое.

В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями (первого и второго достоинства), поощрительными медалями (первого и второго достоинства) и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах (учебный год делился на «трети» по 4 месяца). Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.

В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи.

Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А.В. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия.

В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса.

Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений.

Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни.

Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н.Д. Селиверстова (1830-1891), он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н.Д. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П.П. Семенов-Тян-Шанский. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К.А. Савицкого (1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея).

В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В.М. Васнецова, А.А. Киселева, С.В. Иванова, И.И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. «Внемли моей просьбе, обогати училище. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11].

На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П.П. Семенов-Тян-Шанский.

Преемник К.А. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А.А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А.А. Боголюбова (около 140 произведений искусства, в том числе работы И.И. Мартоса, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, И.И. Ендогурова, Ф.А. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства) [12].

Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах.

Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В.Ф. Свиньиным.

Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков.

Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах (это было вменено ИАХ в обязанность).

Заседание Совета Императорской Академии художеств
Заседание Совета Императорской Академии художеств

При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б.И. Ханенко. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. кн. Марии Павловне с представлением следующего содержания:

«...Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А.В. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале.

Президент ИАХ вел. кн. Мария Павловна (1854-1920) в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л.Н. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей. В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых. Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел. кн. Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа».

И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет художника И.К. Айвазовского. 1880-е
И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет художника И.К. Айвазовского. 1880-е
Холст, масло. 93 × 73. ГРМ

 

 

Великий художник академик И.К. Айвазовский (1817-1900) много сделал для родного города Феодосии. Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу...»[15]

Многие академики, владевшие имениями в провинции, занимались там благотворительной деятельностью. Так, академик В.Д. Поленов (1844-1927) в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей.

И.Е. РЕПИН. Автопортрет. 1887
И.Е. РЕПИН. Автопортрет. 1887
Холст, масло. 75 × 62,2. ГТГ

 

4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И.Е. Репина: «Принадлежащий мне участок земли в Финляндии в деревне Куоккала под названием “Пенаты" с домом и хозяйственными постройками я завещаю в пожизненное пользование профессору Императорской Академии художеств, художнику Илье Ефимовичу Репину, а в собственность названной Академии с тем, чтобы после смерти Ильи Ефимовича Репина в доме был устроен род музея под названием “Домик Ильи Ефимовича Репина" <...> Также завещаю Императорской Академии капитал на расходы по содержанию “Домика И.Е. Репина"»[16]

Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты». Фото С.Н. Шагулашвили. Архив З.К. Церетели

После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств. Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград.

Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время.

Так, академик живописи И.С. Куликов (18751941), с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово.

Академик И.И. Бродский (1883-1939), известный художник, любимый ученик И.Е. Репина, в 1939 году завещал устроить музей в своей квартире-мастерской, где он жил последние 15 лет - с 1924 по 1939 год. И.И. Бродский был страстным коллекционером. В его доме находились произведения И.К. Айвазовского, В.Е. Маковского, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, Ф.А. Малявина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева, С.Ю. Судейкина, Н.Н. Сапунова, Б.Д. Григорьева, Н.И. Фешина, А.Е. Яковлева, М.З. Шагала и других русских художников.

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург. Интерьер
Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург. Интерьер
Фото С.Н. Шагулашвили. Архив З.К. Церетели

Продолжая академическую традицию, И.И. Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею. Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков.

М.З. ШАГАЛ. Интерьер с цветами. 1917
М.З. ШАГАЛ. Интерьер с цветами. 1917
Бумага, наклеенная на картон, темпера. 46,5 × 61
Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось. В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И.И. Бродский.

В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях. Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств.

Полностью структура Академии была воссоздана постановлением Совета Министров СССР от 5 августа 1947 года за подписью Председателя И. В. Сталина. В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов. Подведомственными Академии учреждениями стали (с учетом некоторых последующих изменений в названиях) Московский Государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Московский академический художественный лицей имени Н.В. Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.В. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские.

Президентами Академии художеств СССР в разное время были А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон, В.А. Серов, Н.В. Томский, Б.С. Угаров, Н.А. Пономарев.

В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И.Е. Репина. Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками. Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой. Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути.

Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев. Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей-квартира И.И. Бродского, Дом-музей П.П. Чистякова, Музей-мастерская С.Т. Коненкова как отделы Научно-исследовательского музея Академии (НИМ РАХ).

Выдающийся педагог, профессор ИАХ П.П. Чистяков (1832-1919) воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И.Е. Репин, В.Д. Поленов, B. И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Савинский, В.А. Серов, М.А. Врубель, И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский, А.П. Рябушкин, В.Э. Борисов-Мусатов и другие.

Мемориальный музей «Творческая мастерская C.Т. Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора (1874-1971). Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем. Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке. В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры.

С.Т. КОНЕНКОВ. Паганини. 1956
С.Т. КОНЕНКОВ. Паганини. 1956
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова», Москва. Экспозиция
Фото С.Н. Шагулашвили. Архив З.К. Церетели

Академия художеств СССР принимала активное участие в создании Мемориального музея И.Е. Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П.Д. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной. П.Д. Корин (18921967) собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея».

Музей-квартира великого пейзажиста академика А.И. Куинджи (1841 (1842?) - 1910) в Петербурге был организован в 1993 году также благодаря усилиям Академии художеств, хотя предложение о его создании появилось после смерти художника в 1910 году. Оно принадлежало его ученику, академику Н.К. Рериху.

Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений.

Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым (18571916): в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме. В завещании говорилось, в частности: «Римскую мою виллу, называемую “виллой Абамелек’’ оставляю в пожизненное владение жене моей княгине Марии Павловне Абамелек-Лазаревой, а после ее смерти вилла с движимостью и землею завещается в собственность СПБ Императорской Академии художеств для жительства в ней пенсионеров Академии, изучающих в Риме живопись, скульптуру и архитектуру за счет Академии»[17].

В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии. (При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов.) Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы. Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я.Д. Ромас, О.Г Верейский, Т.Т. Салахов, А.М. Грицай, И.А. Заринь, Д.А. Налбандян, М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, А.А. Мыльников, Д.К. Мочальский, Н.А. Пономарев, Ф.П. Решетников, Н.М. Ромадин, Б.С. Угаров, Д.А. Шмаринов, и другими, стали украшением многих выставок и вошли в золотой фонд отечественного искусства.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 25 мая 1992 года Академия художеств СССР была преобразована в Российскую академию художеств (РАХ). Во исполнение этого указа постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации за подписью В.М. Черномырдина был утвержден новый Устав Академии. Академию возглавил Н.А. Пономарев, затем ее Президентом был избран З.К. Церетели.

Графиком М.Н. Аввакумовым и скульптором И.И. Копыткиным были созданы новые наградные медали РАХ (они повторили медаль ИАХ, созданную академиком П.П. Уткиным), а также дипломы и грамоты к ним. Количество наград увеличилось, так как расширился спектр награжденных за счет выдвижения архитекторов, дизайнеров, критиков и историков искусства.

Одно из направлений деятельности президента Зураба Константиновича Церетели – создание музеев. В трехэтажном ампирном здании на Петровке (знаменитый дом Губина на Петровке, бывшая усадьба XVIII века, построенная архитектором М.Ф. Казаковым) разместился первый в России Московский музей современного искусства (ММСИ), в пятиэтажном доме начала XX века в Ермолаевском переулке - его филиал; в бывшем дворце Долгоруковых на Пречистенке (памятник архитектуры XVIII века) - Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств». В декабре 1999 года директору ММСИ З.К. Церетели вручили лицензию Министерства культуры РФ за №3. Лицензию №1 получил Государственный Эрмитаж, №2 - Государственная Третьяковская галерея. Создание первого в России Московского музея современного искусства явилось ценнейшим вкладом в российскую культуру. Несмотря на то, что подобными музеями обладают практически все крупнейшие города мира, в России данное начинание в течение десятилетий не приводило к успеху, пока З.К. Церетели не взялся за организацию музея.

Одной из основных выставочных площадок Российской академии художеств является открытый в 2009 году Российский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, 10). Он занимает бывшую усадьбу Цурикова-Нарышкиных - памятник архитектуры конца XVIII столетия, связанный с именем М.Ф. Казакова. Во внутреннем дворике музея находится «Хрустальная часовня», возведенная З.К. Церетели. Перед часовней Церетели установил памятник Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Академия поддержала создание Дома-музея П.В. Кузнецова в Саратове к 120-летию со дня рождения художника, которое отмечалось в 1998 году. Весной состоялась закладка сада у мемориального дома художника; к этому событию была приурочена выставка «Сад Павла Кузнецова».

Многие академики стали основателями музеев в тех городах, где они родились. Вице-президент РАХ А.А. Мыльников (1919-2012) родился и провел детство в городе Покровске (ныне город Энгельс). Дед его, почетный гражданин города Н.А. Ухин, зерноторговец, попечитель и меценат, на свои деньги приобрел здания для женского епархиального училища и богадельни, щедро жертвовал деньги на Троицкую церковь, в которой он был старостой. Внук продолжил деятельность деда. А.А. Мыльников передал городу большое количество своих произведений и работ учеников для организации картинной галереи в бывшем доме купца Н.А. Ухина, предоставленном для этой цели в безвозмездное пользование Энгельсским муниципальным собранием. Энгельсская картинная галерея А.А. Мыльникова, филиал Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, развивается как интереснейший культурный центр Заволжья.

Вице-президент РАХ Е.И. Зверьков (1921-2012) передал в собрание Тверской областной картинной галереи большое количество своих произведений. Он организовал и финансировал ежегодный художественный конкурс живописных работ на соискание премии имени Е.И. Зверькова с устройством выставки и изданием каталога. Зверьков стоял у истоков создания Детской художественной школы имени А.С. Голубкиной в городе Зарайске Московской области, курировал работу школы, участвовал в ежегодных просмотрах ученических работ, устраивал свои персональные выставки в выставочном зале школы, организовывал выставки работ учеников школы в московских выставочных залах.

Е.И. ЗВЕРЬКОВ. Холодный ветер. 1967
Е.И. ЗВЕРЬКОВ. Холодный ветер. 1967

И.С. Глазунов (1930-2017) - создатель высшего художественного учебного заведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а также учредитель и художественный руководитель Московской государственной картинной галереи Народного художника Ильи Глазунова, расположенной в центре Москвы, на Волхонке. Триста шесть собственных работ, экспонирующихся в галерее, подарены И.С. Глазуновым городу Москве. В экспозицию из своего личного собрания он предоставил также иконы, произведения древнерусского искусства - скульптуру, мебель, изделия из металла. Для оформления интерьеров галереи им были переданы скульптура и антикварная мебель.

B.И. Иванов (род. 1924) подарил большое количество своих живописных и графических работ Рязанскому государственному областному художественному музею имени И.П. Пожалостина. Эти произведения составили экспозицию филиала музея - Галереи «Виктор Иванов и Земля Рязанская».

А.И. Курнаков (1916-2010) много произведений подарил в российские музеи, только городу Орлу - 115 своих работ. Для их экспонирования на свои средства он построил музейное здание, в котором разместилась Картинная галерея А.И. Курнакова.

П.П. Оссовскому (1925-2015) принадлежит инициатива воссоздания Историко-художественного музея в городе Малая Виска (Украина).

C.П. Ткачев (род. 1922) и А.П. Ткачев (род. 1925) передали городу Брянску более двухсот своих произведений живописи и графики для создания Музея Братьев Ткачевых. Музей расположен в отреставрированном небольшом особняке начала ХХ века в Бежицком районе города, недалеко от улицы, где прошло детство будущих художников. Помимо своих работ, они передали в музей и часть семейного архива: подарки друзей-художников, письма, фотографии, статьи из газет и журналов, монографии и альбомы, посвященные их творчеству.

Московская государственная картинная галерея А.М. Шилова (род. 1943) расположилась в центре Москвы, на Знаменке, в отреставрированном старинном особняке, построенном в 1829 году по проекту русского архитектора Е.Д. Тюрина. В 2003 году к нему пристроено здание по проекту М.М. Посохина, составившее со старым зданием единый архитектурно-художественный комплекс. В галерее экспонируются произведения художника, подаренные им городу.

Скульптор А.Н. Бурганов (род.1935) на протяжении целого десятилетия создавал музей Дом Бурганова. Художественный облик музея своеобразен - это единый архитектурный и тематический ансамбль, объединяющий скульптуру и архитектуру с учетом городской среды в единое целое. В экспозиции представлены работы А.Н. Бурганова; здесь же находится мастерская скульптора, в которой он работает уже более тридцати лет. Музейный комплекс многофункционален, в нем проводятся выставки, научные конференции, театральные показы, открыта детская студия.

Музей «Дом Бурганова»
Музей «Дом Бурганова». Постоянная экспозиция. Фотография. Архив музея

Ощущение духовной преемственности и ответственности за сохранение художественной культуры - тоже традиция, самый плодотворный принцип отношения к искусству, обусловивший его достижения. Это всегда понимала Академия, понимали и прекрасно формулировали гении искусств во всех областях. Великий Ф.И. Шаляпин писал со свойственной ему образностью мышления: «О традиции в искусстве можно, конечно, судить разное. Есть неподвижный традиционный канон, напоминающий одряхлевшего, склерозного, всяческими болезнями одержимого старца, живущего у ограды кладбища. <...> Не об этой формальной и вредной традиции я хлопочу. Я имею в виду преемственность живых элементов искусства, в которых еще много плодотворного семени. Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства. Если в них есть жизнь - плоть и дух, - то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым»[18].

По Уставу РАХ одной из ее основных задач является «совершенствование теории и практики художественного образования и эстетического воспитания, подготовка высококвалифицированных творческих кадров».

В целях поддержания классического художественного образования по инициативе З.К. Церетели регулярно проводятся выставки студенческих работ в Москве и Санкт-Петербурге, а также за рубежом. Возродив традицию награждения учащихся академических образовательных заведений, РАХ учредила медаль «За успехи в учебе» с девизом, существовавшим еще на медалях екатерининских времен, - «Следуя достигнешь».

В последнее время вошло в обиход название «мастер-класс», но практика «уроков мастера» существовала на протяжении всей истории Академии. Молодежь охотно допускали академики в свои мастерские, чтобы показать творческий процесс (как, например, И.К. Айвазовский, не преподававший в Академии). Из таких занятий возникали художественные кружки, впоследствии выраставшие в художественные школы.

Академическое сообщество подхватывает эстафету своих славных предков - членов Императорской Академии. Ежемесячно З.К. Церетели безвозмездно проводит мастер-классы в одном из больших залов «Галереи искусств». В разное время и разных местах мастер-классы проводили А.А. Мыльников, Е.И. Зверьков, Е.Н. Максимов, Э.Н. Дробицкий, И.С. Глазунов, Н.М. Вдовкин, А.А. Покровский, Н.Н. Соломин, И.А. Старженецкая, М.Ю. Шаньков, В.А. Малолетков, И.П. Обросов, С.Б. Бенедиктов, А.Л. Бобыкин, С.Н. Андрияка, О.А. Еремеев, М.И. Кишев, Н.А. Мухин, ГС. Паштов, ГГ Васильев, С.В. Голынец и другие.

Сейчас в преподавательском составе художественных вузов - новое поколение выдающихся художников, скульпторов, графиков и искусствоведов: В.З. Церетели, А.Т. Салахова, Т.Н. Назаренко, Н.А. Мухин, А.И. Теслик, А.А. Трошин, В.Г. Калинин, М.М. Посохин, Д.О. Швидковский, А.Ю. Рукавишников и многие другие. Воспитание высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства всегда было и остается главной целью Российской академии художеств.

 

  1. Полное собрание законов Российской Империи. 1830. Т. VII. С. 220. 2. Петров П.Н. Сборник материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования. С.-Петербург, 1884. Том 1. С.
  2. (Далее: Петров.)
  3. РГАДА. Ф. 248. Сенат. Кн. 2875. Л. 211.
  4. Петров. C. 102-106.
  5. Там же. С. 151.
  6. Отчет Императорской Академии художеств за 1909 год. СПб., 1910.
  7. Кондаков С.Н. Императорская Академия художеств. СПб., 1914. Т. 1. С. 202.
  8. Там же. С. 53.
  9. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М., 2008.
  10. 10. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М., 2008. С. 169.
  11. К 125-летию галереи. «Юбилей в лицах. По страницам...» // pkg.museum-penza.ru>
  12. Сазонов В.П. Картинная галерея имени К.А. Савицкого. Саратов, 1987. С. 6-8.
  13. Журнал Императорской Академии художеств за 1898 год. СПб., 1899. С. 144.
  14. Журнал Императорской Академии художеств за 1913 год. СПб., 1914, С. 3-4.         
  15. Барсамов Н. Иван Константинович Айвазовский. Симферополь, 1953. С. 178.      
  16. Архив РАХ.
  17. Архив РАХ.
  18. Ф.И. Шаляпин. Литературное наследство. М., 1960. Т. 1, С. 271.

Иллюстрации

И.А. ИВАНОВ. Вид парадной лестницы в Академии художеств. 1830
И.А. ИВАНОВ. Вид парадной лестницы в Академии художеств. 1830
Научная библиотека Российской академии художеств
Научная библиотека Российской академии художеств
Доношение в Правительствующий Сенат И.И. Шувалова с ходатайством о создании в России самостоятельной Академии художеств
Доношение в Правительствующий Сенат И.И. Шувалова с ходатайством о создании в России самостоятельной Академии художеств
Именной указ Екатерины II от 4 ноября 1764 года
Именной указ Екатерины II от 4 ноября 1764 года.
РГАДА
Титульный лист с владельческой надписью И.И. Шувалова и круглой печатью Императорской Академии художеств
Титульный лист с владельческой надписью И.И. Шувалова и круглой печатью Императорской Академии художеств
ПЬЕР-ЛУИ ВЕРНЬЕ. Печать Императорской Академии художеств. 1763
ПЬЕР-ЛУИ ВЕРНЬЕ. Печать Императорской Академии художеств. 1763
См.: Кондаков С.Н. Императорская Академия художеств. СПб., 1914
И.И. РЕЙМЕРС, В.В. АЛЕКСЕЕВ. Медаль в память столетия Императорской Академии художеств. 1864
И.И. РЕЙМЕРС, В.В. АЛЕКСЕЕВ. Медаль в память столетия Императорской Академии художеств. 1864
Санкт-Петербургский монетный двор. Серебро. Диаметр – 87 мм. НИМ РАХ
Ф.П. ТОЛСТОЙ. Медаль на 50-летие. 1854
Ф.П. ТОЛСТОЙ. Медаль на 50-летие. 1854
Санкт-Петербургский монетный двор. Бронза. Диаметр – 51 мм. НИМ РАХ
М.Н. АВВАКУМОВ, И.И. КОПЫТКИН. Медаль «За успехи в учебе». 1995<
М.Н. АВВАКУМОВ, И.И. КОПЫТКИН. Медаль «За успехи в учебе». 1995
НИМ РАХ
В.Г. ХУДЯКОВ. Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова. 1864
В.Г. ХУДЯКОВ. Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова. 1864
Видоизмененная копия с оригинала Ж.-Л. де Велли. Холст, масло. НИМ РАХ
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник президенту Императорской Академии художеств И.И. Шувалову. 2003
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник президенту Императорской Академии художеств И.И. Шувалову. 2003
Санкт-Петербург. Открытие
Приписывается ИОГАННУ БАПТИСТУ ЛАМПИ или его мастерской. Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762)
Приписывается ИОГАННУ БАПТИСТУ ЛАМПИ или его мастерской. Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762)
Холст, масло. 137,2 × 106
Ф.И. ШУБИН. Портрет И.И. Шувалова. 1771
Ф.И. ШУБИН. Портрет И.И. Шувалова. 1771
Барельеф. Мрамор, диорит. 65 × 51. ГТГ
Портрет выполнен в период пребывания Ф.И. Шубина в Риме в качестве пенсионера Академии художеств
Ж.Л. МОНЬЕ. Президент Императорской Академии художеств граф А.С. Строганов. 1804
Ж.Л. МОНЬЕ. Президент Императорской Академии художеств граф А.С. Строганов. 1804
Великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна
Великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна
Фотография. – См.: Корнева Г., Чебоксарова Т. Россия и Европа. СПб., 2010. С. 85
Ф.С. РОКОТОВ. Портрет Екатерины II. 1763
Ф.С. РОКОТОВ. Портрет Екатерины II. 1763
Холст, масло. 155,5 × 139. ГТГ
В.А. ТРОПИНИН. Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. 1846
В.А. ТРОПИНИН. Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. 1846
Холст, масло. 106 × 84,5. ГТГ
А.Г. ВАРНЕК. Портрет президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина
А.Г. ВАРНЕК. Портрет президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина
Холст, масло. 85 × 68. НИМ РАХ
А.Г. ВАРНЕК. Автопортрет, освещенный сзади. 1816
А.Г. ВАРНЕК. Автопортрет, освещенный сзади. 1816
Холст, масло
Е.С. СОРОКИН. Свидание. 1858
Е.С. СОРОКИН. Свидание. 1858
Холст, масло. 135,7 × 99,4. ГТГ
ГЕОРГ ХРИСТОФ ГРООТ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743
ГЕОРГ ХРИСТОФ ГРООТ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743
Холст, масло. 82,4 × 64,9. ГТГ
В.А. СЕРОВ. Улица Торнабуони (Via Tornabuoni) во Флоренции. 1904
В.А. СЕРОВ. Улица Торнабуони (Via Tornabuoni) во Флоренции. 1904
Бумага, акварель. 50,6 × 33,7
В.И. СУРИКОВ. Собор Св. Петра в Риме. 1884
В.И. СУРИКОВ. Собор Св. Петра в Риме. 1884
Бумага, акварель. 17,6 × 25,2
Г.Г. ЧЕРНЕЦОВ. Русские художники на Форо Романо. 1842
Г.Г. ЧЕРНЕЦОВ. Русские художники на Форо Романо. 1842
Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь
СИЛЬВ.Ф. ЩЕДРИН. Лунная ночь в Неаполе. 1828
СИЛЬВ.Ф. ЩЕДРИН. Лунная ночь в Неаполе. 1828
Холст, масло. 42,5 × 59,6. ГТГ
П.А. ФЕДОТОВ. В мастерской художника. 1848–1849
П.А. ФЕДОТОВ. В мастерской художника. 1848–1849
Бумага, графитный карандаш. 27,5 × 20,5. ГТГ
М.И. СКОТТИ. Портрет конференц-секретаря Императорской Академии художеств В.И. Григоровича. 1836
М.И. СКОТТИ. Портрет конференц-секретаря Императорской Академии художеств В.И. Григоровича. 1836
Лист из альбома М.И. Скотти. Бумага, графитный карандаш. ГТГ
Вилла «Абамелек», Италия, Рим
Вилла «Абамелек», Италия, Рим
Фото С.Н. Шагулашвили. Архив З.К. Церетели
В.-Ж. ДЕ ГРОНКЕЛЬ. Портрет профессора Академии художеств, архитектора К.А. Тона. 1865
В.-Ж. ДЕ ГРОНКЕЛЬ. Портрет профессора Академии художеств, архитектора К.А. Тона. 1865
Холст, масло. НИМ РАХ
Ф.Ф. ШВЕДЕ. Портрет Ф.И. Иордана. 1864
Ф.Ф. ШВЕДЕ. Портрет Ф.И. Иордана. 1864
Холст, масло. НИМ РАХ
И.Е. РЕПИН. Девочка с букетом. Здравнево. 1878
И.Е. РЕПИН. Девочка с букетом. Здравнево. 1878
Холст, масло. 62,5 × 48,5. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
И.Е. РЕПИН. На Академической даче. 1898
И.Е. РЕПИН. На Академической даче. 1898
Холст, масло. 64 × 106. ГРМ
В.Н. БАКШЕЕВ. Дорога на Академическую дачу
В.Н. БАКШЕЕВ. Дорога на Академическую дачу
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова», Москва
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет художника-гравера Василия Васильевича Матэ. 1902
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет художника-гравера Василия Васильевича Матэ. 1902
Холст, масло. 125 × 151. ГРМ
В.Г. ПЕРОВ. Портрет А.К. Саврасова. 1878
В.Г. ПЕРОВ. Портрет А.К. Саврасова. 1878
71 × 57. ГТГ
А.Я. ГОЛОВИН. Портрет Н.К. Рериха. 1907
А.Я. ГОЛОВИН. Портрет Н.К. Рериха. 1907
Холст, пастель. 106,5 × 106,5. ГТГ
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921
Холст, масло. 215 × 175. Филиал Ленинградского государственного театрального музея
Б.Д. ГРИГОРЬЕВ. Циркачка. 1917–1918
Б.Д. ГРИГОРЬЕВ. Циркачка. 1917–1918
Холст, масло. 108 × 67. Тульский областной художественный музей
А.М. РОДЧЕНКО. Добролет. 1923
А.М. РОДЧЕНКО. Добролет. 1923
Плакат
КУКРЫНИКСЫ (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Плакат. 1943
КУКРЫНИКСЫ (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Плакат. 1943
Р.Р. ФАЛЬК. Красная мебель. 1920
Р.Р. ФАЛЬК. Красная мебель. 1920
Холст, масло. 105 × 123. ГТГ
А.А. КАГАН. Супрематическая композиция. 1931
А.А. КАГАН. Супрематическая композиция. 1931
ММСИ
К.С. МАЛЕВИЧ. Жница. 1912–1913
К.С. МАЛЕВИЧ. Жница. 1912–1913
ММСИ
Н. ПИРОСМАНИ. Горожанин на осле
Н. ПИРОСМАНИ. Горожанин на осле
ММСИ
В.И. ИВАНОВ. Закат на Оке
В.И. ИВАНОВ. Закат на Оке
Т.Т. САЛАХОВ. Рим. Кафе Греко. 2002
Т.Т. САЛАХОВ. Рим. Кафе Греко. 2002
Xолст, масло. 120 × 160. Собрание А.В. Шандалова
В.Н. КОРБАКОВ. Коровы Пикассо пасутся в небе над Амстердамом. 2010
В.Н. КОРБАКОВ. Коровы Пикассо пасутся в небе над Амстердамом. 2010
И.В. ГОЛИЦЫН. Тост. Шувалов. 2006
И.В. ГОЛИЦЫН. Тост. Шувалов. 2006
Холст, масло
А.П. и С.П. ТКАЧЕВЫ. Портрет матери художников. 1955
А.П. и С.П. ТКАЧЕВЫ. Портрет матери художников. 1955
Холст на оргалите, масло. 80 × 60. Музей Братьев Ткачевых, Брянск
Российский музей современного искусства, Москва. Вид на «Хрустальную часовню» и памятник Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II
Российский музей современного искусства, Москва. Вид на «Хрустальную часовню» и памятник Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II
Фото С.Н. Шагулашвили. Архив З.К. Церетели
А.М. ОПЕКУШИН. Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге: В.Я. Чичагов, А.Г. Орлов-Чесменский, Г.П. Державин, Е.Р. Дашкова. 1862–1873
А.М. ОПЕКУШИН. Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге: В.Я. Чичагов, А.Г. Орлов-Чесменский, Г.П. Державин, Е.Р. Дашкова. 1862–1873
Бронза, гранит
Заседание Президиума Российской академии художеств
Заседание Президиума Российской академии художеств. Зал заседания Президиума Академии, Москва, Пречистенская ул. Фотография
А.Н. БУРГАНОВ. Азбука глухонемых. 2008
А.Н. БУРГАНОВ. Азбука глухонемых. 2008
Бронза
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Мастерская Ван Гога
З.К. ЦЕРЕТЕЛИ. Мастерская Ван Гога
В.К. ШЕБУЕВ. Олимп, торжествующий основание Императорской Академии художеств. 1837
В.К. ШЕБУЕВ. Олимп, торжествующий основание Императорской Академии художеств. 1837
Плафон конференц-зала
Музей Братьев Ткачевых, Брянск
Музей Братьев Ткачевых, Брянск. Фотография
Московская государственная картинная галерея Народного художника Ильи Глазунова. 2014
Московская государственная картинная галерея Народного художника Ильи Глазунова. 2014
Фотография
Московская государственная картинная галерея А.М. Шилова
Московская государственная картинная галерея А.М. Шилова
Фотография. Архив Галереи А.М. Шилова

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">