Несметные сокровища. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВА

У Вэйшань

Номер журнала: 
#3 2017 (56)

Китайский национальный музей искусства в Пекине (КНМИ) - единственный в Китае художественный музей государственного уровня. Строительство его началось в 1958 году, а официальное открытие состоялось в 1963-м, после того как музей украсили вывеской с иероглифами, написанными самим Мао Цзэдуном. Здание музея - своего рода символ национальной культуры нового Китая. Центральная его часть создана в стиле традиционной китайской архитектуры: с четырех сторон она окружена галереями и украшена желтой черепичной крышей. Площадь здания - более 18 000 м2; на пяти этажах расположены 17 выставочных залов общей площадью 8300 м2. Вокруг здания разбит парк площадью 3 км2, где выставлены скульптуры. Площадь фондохранилища музея составляет 4100 м2.

В последние годы КНМИ, следуя государственному курсу на развитие национальной культуры, планирует возведение нового корпуса площадью 128 600 м2 недалеко от знаменитого стадиона «Птичье гнездо» в Олимпийском парке Пекина. Его строительство одобрено Правительством КНР и является одним из главных проектов.

Здание спроектировано французским архитектором Жаном Нувелем совместно с Пекинским институтом архитектурного дизайна.

Китайский национальный музей искусства
Китайский национальный музей искусства. Фотография

Как музей государственного уровня, КНМИ занимается комплектованием, сохранением, изучением, экспонированием и популяризацией произведений китайского и зарубежного искусства. Исследовательская работа и подготовка выставок неизменно являются основными направлениями работы музея - ежегодно здесь реализуется более ста проектов, включая фондовые выставки из собственных коллекций и произведений, полученных в дар, международные обменные выставки и по заявкам экспонентов. Музей ориентируется на высокие стандарты выставочной деятельности, уделяя особое внимание качеству экспозиций. Многие выставки КНМИ имели большой отклик в обществе. Среди них, например, «Наследие кисти и туши: избранные произведения современной каллиграфии», «Поиск причудливых пиков: избранные произведения XX века в жанре "горы и воды"», «Несметные сокровища: выставка шедевров из коллекций десяти крупнейших музеев Китая», «Путь Китая в искусство ХХ века: китайские художники в СССР», «Китайская мечта через призму изобразительного искусства: выставка, посвященная празднованию 65-летия со дня основания КНР», «Истории в картинках: выставка оригиналов комиксов ляньхуаньхуа из собрания КНМИ», «Диего Ривера - гордость Мексики», «Народные художники: Лао Шэ и Ху Сецин», «Серия выставок произведений из фондов Китайского национального музея искусства: образ народа», «От источника до вдохновения: национальные мотивы в польском дизайне».

Китайский национальный музей искусства: выставочный зал
Китайский национальный музей искусства: выставочный зал. Фотография

Музей уделяет большое внимание диалогу с другими странами в сфере искусства. Благодаря команде специалистов с большим опытом проведения международных проектов, обширным фондам (более 100 000 единиц хранения) и тесному контакту с деятелями искусства Китая музей неизменно поддерживает высокое качество подготовки, организации и проведения выставок. Основная цель культурного обмена - привлечь зарубежное искусство в Китай и одновременно вывести искусство родной страны на мировую арену. В то же время КНМИ стремится претворять в жизнь проекты международного уровня: музей принял более 170 зарубежных выставок, в том числе «От Тициана до Гойи: шедевры Музея Прадо», «Итальянское искусство и итальянская жизнь», «300 лет американского искусства: адаптация и реформы», «300 лет русского искусства: шедевры Государственной Третьяковской галереи», «Шедевры французского импрессионизма», «Шедевры Венского музея истории искусств», «Детское любопытство и естество: живопись Пьера Каррона, члена Французской Академии изящных искусств», «Победа: 1945-2015! - выставка российского искусства в память о 70-летии победы над фашизмом», «Сила черно-белого: классика Кете Кольвиц». Музей организовал более 80 выставок своего собрания за рубежом: во Франции, Мексике, Сингапуре и других странах, которые продемонстрировали достижения и тенденции развития искусства Китая.

В 2004 году в музее был основан отдел общественного образования, сфера деятельности которого непрерывно расширяется, и образовательные программы стали одним из важнейших ее направлений. Отдел полностью взял на себя социальную функцию музея как «школы эстетического воспитания». Он работает с обширной аудиторией как внутри страны, так и за рубежом: посетителями его мероприятий стали уже около миллиона человек. Активно налаживаются контакты с высшими учебными заведениями, музеями, фондами и другими организациями, а также с отдельными специалистами, развиваются взаимодействие и диалог в этой сфере. Совместно с Институтом Образования при Колумбийском университете (США) и Музеем Лувра КНМИ провел конференции по просветительской деятельности музея, большое число мероприятий в рамках международных выставок, организованных в сотрудничестве с музеем Соломона Гуггенхейма (США), Колледжем Сан-Ильдефонсо (Мексика) и другими организациями.

Сердце КНМИ - его огромные многообразные фонды, формировавшиеся на протяжении многих лет. Прежде всего этим обусловлены успехи музея и в выставочной, и в образовательной деятельности, а также в международном обмене. Собрание музея создавалось благодаря средствам, специально выделенным Правительством Китая на приобретение произведений искусства. Многие деятели культуры, художники, коллекционеры, чувствуя ответственность перед обществом, пополняют ресурсы КНМИ щедрыми дарами. Первую партию произведений музей получил в дар в 1961 году, еще на этапе своего становления. Собрание охватывает период от эпохи Мин и Цин до современности, включая китайскую живопись, ярко отражающую процесс ее развития в XX веке. В музее также широко представлено зарубежное искусство.

 

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКЦИИ

В настоящее время собрание музея отличается огромным разнообразием - это традиционная китайская живопись гохуа, масляная живопись, гравюра, скульптура, новогодний лубок няньхуа, комиксы ляньхуаньхуа, плакаты, карикатура, акварели, гуаши, наброски, иллюстрации, лаковая живопись, фотография, каллиграфия, народное искусство, зарубежное искусство, инсталляции и многое другое. По уровню и объему своей коллекции КНМИ занимает уникальное место на международной арене. Только живопись насчитывает более 100 тысяч произведений. Среди них работы известных китайских художников, отражающиe историю развития китайского искусства с акцентом на XX век, а также великолепные образцы народного искусства. Это произведения таких мастеров, как Су Ши, Тан Инь, Сюй Вэй, Жэнь Бонянь, У Чаншо, Хуан Биньхун, Ци Байши, Сюй Бэйхун, Линь Фэнмянь, Лю Хайcу, Цзян Чжаохэ, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань, Дун Сивэнь, У Гуаньчжун, Чжу Дэцюнь, а также каллиграфия Юй Южэня, Гао Эрши, Ша Мэнхая, Ци Гуна и других. В собрании имеются произведения таких признанных в мире художников, как Пикассо, Дали, Кольвиц, Энсел Адамс.

ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е
ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е
Бумага, каллиграфия. 41 × 39. Фрагмент

Важной частью деятельности музея является комплектование собрания. Еще в «Программе строительства музея» (конец 1950-х) были указаны такие задачи, как «комплектование, сохранение, изучение, систематизация и экспонирование лучших произведений изобразительного искусства Китая разных периодов, в особенности работ современных профессиональных художников, художников-любителей и представителей малых народностей Китая».

 

ИСТОЧНИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ

На протяжении долгих лет в музей поступали произведения, экспонировавшиеся на крупных государственных выставках и отмеченные наградами, таким образом, была накоплена коллекция лучших работ современных художников. Благодаря «Государственной программе поощрения коллекционирования и передачи в дар изобразительного искусства XX века» собрание КНМИ пополнилось произведениями изобразительного искусства и архивными документами XX века большой исторической и научной ценности. С конца 2004 года музей получил в дар около 80 коллекций, в его собрание вошли работы таких авторов, как Чжан Дин, Ли Пинфань, Ван Ци, Цзэн Чжушао, Хуа Тянью, Су Тяньцы, У Цзожэнь, Цзинь Шанъи, У Гуаньчжун, Чжу Дэцюнь, что позволило со всей полнотой показать эволюцию изобразительного искусства в Китае в XX веке.

 

Собрание произведений современного искусства в КНМИ

Китайская культура на протяжении нескольких тысяч лет развивалась изолированно, однако, столкнувшись с внешним миром на рубеже XIX-XX веков, была вынуждена ступить на путь реформ и обновления. Такие центры, как Гуанчжоу и Шанхай, первыми открылись современным веяниям. Именно там зародились художественные школы Линнань и Хайшан, которые и положили начало развитию современного китайского искусства. Школа Линнань представлена картинами таких известных живописцев, как Цзю Лянь, Гао Цзяньфу, Хэ Сяннин и Чэнь Шужэнь (в собрании 116 произведений Чэнь Шужэня). Школа Хайшан представлена 106 работами Жэнь Боняня и 189 работами У Чаншо. К числу великих мастеров рубежа XIX-XX столетий, ставших на путь нового искусства, принадлежат Ци Байши и Хуан Биньхун. Ци Байши на склоне лет поменял манеру письма и создал стиль «красные цветы и черные листья», в котором воедино слились немногословная лиричность традиционной живописи интеллектуалов вэньжэньхуа и жизнерадостность народного искусства. В собрании имеется 410 шедевров Ци Байши разного времени. Творчество Хуан Биньхуна - воплощение лучших образцов традиционной китайской живописи, его произведения отличаются изысканным сочетанием простоты композиции и богатства колорита, выявляя внутреннюю красоту вещей, его творчество представлено 129 работами. В начале XX века пионеры нового китайского искусства, обучаясь в Европе, Америке и Японии, освоили приемы западной живописи и привезли их на родину. Благодаря своему творчеству и просветительской деятельности они стали первопроходцами западного направления в искусстве Китая. В собрании КНМИ хранится серия иллюстраций в черно-белом цвете к поэме «Песнь о бесконечной тоске» кисти Ли Иши, первым учившегося в Англии, а также два пейзажа У Фадина, первым учившегося во Франции. В коллекции музея находится 41 работа Ван Юэчжи, прошедшего обучение в Японии и ставшего основоположником движения за развитие масляной живописи с национальным характером. Кроме того, в собрании представлены картины Фэн Ганбая, Чэнь Баои, Гуань Цзыланя, Янь Вэньляна, мастеров периода становления масляной живописи в Китае.

ЦЗЯН ЧЖАОХЭ. Беженцы. 1943
ЦЗЯН ЧЖАОХЭ. Беженцы. 1943
Живопись гохуа. 200 × 1202

С началом Войны сопротивления Японии (1937-1945) искусство тесно переплелось с судьбами народа и жизненными реалиями того времени. Гравюра, карикатура, масляная живопись отражали жизнь людей, выражали боль народа и вдохновляли на освободительную борьбу. Таковы работы «Взреви, Китай» Ли Хуа, «На передовую» Ху Ичуаня, «Пока враг рыщет в горах» Янь Ханя, а также гравюры Е Фу, Ло Цинчжэня, Чжан Янси, Чжан Хуайцзяна. В собрании музея находится шедевр мирового уровня - монументальный свиток «Беженцы» (200 х 1200) кисти Цзян Чжаохэ. Художник глубоко сопереживал бедствиям народа, изображая трагическую жизнь людей, вынужденных скитаться без крова и приюта под пятой японских захватчиков. Картина производит сильное впечатление и заслуженно считается одним из сокровищ КНМИ. К шедеврам того же периода относится скульптура «Бомбежка» Хуа Тянью, одного из китайских скульпторов, которые первыми учились во Франции. Среди гравюр антияпонской тематики особого внимания заслуживают те, что выполнены художниками из освобожденных районов Китая. Это работы Гу Юаня, Янь Ханя, Ли Цюня, Лю Сяня и других мастеров. В 1940-е годы вслед за пробуждением национального самосознания многие деятели искусства на волне так называемого «северо-западного строительства» и «освоения северо-западных земель» отправились в регионы КНР: Шэньси, Ганьсу, Цинхай и Синьцзян. Во время своих странствий художники много писали с натуры, изучая достопримечательности и жизнь местного населения. С этим направлением связаны такие имена, как Чжан Дацянь, Чжао Ванъюнь, Гуань Шаньюэ, Ли Сюнцай, Ван Цзыюнь, Дун Сивэнь, У Цзожэнь, Сыту Цяо, Хань Лэжань, Чан Шухун и другие. Из произведений этих художников сформирована тематическая коллекция, которая выставлялась в городе Чунцин и автономных округах Синьцзян, Гуанси и Нинся.

Искусство Китая после 1949 года - жемчужина собрания музея. В этот период появилась целая плеяда непревзойденных мастеров, создавших неповторимые шедевры: Е Цяньюй «Великое единение китайского народа», Хуан Чжоу «Метель в степи», Ли Кэжань «Красные горы», Фу Баоши «Реки и горы в ожидании искусной кисти», Дун Сивэнь «Преображение тысячелетней земли», У Гуаньчжун «Гуси на озере Тайху». Все эти произведения воспевают новый общественный строй, созидательный труд и отражают дух эпохи и национальную специфику, благодаря чему считаются классикой китайского реализма. В новом Китае одна за другой появлялись различные школы гравюры, демонстрирующие удивительное разнообразие стилей. В коллекции имеются работы «Ашима» Хуан Юнъюя и «Первый шаг на Золотой дороге» Ли Хуаньминя, искренне воплощающие поэзию повседневной жизни и наполненные трогательной проницательностью. Музею принадлежат подготовительные портретные образцы для барельефа, украсившего Памятник народным героям на площади Тяньаньмэнь. Памятник - работа первого поколения скульпторов нового Китая Лю Кайцюя, Хуа Тянью, Цзэн Чжушао и других.

С наступлением эпохи политики реформ и открытости искусство вновь вернулось к темам реализма и гуманизма. Полотно Ло Чжунли «Отец» известно каждому китайцу. Произведения современного искусства, исполненные в концептуальной форме, образуют самостоятельный раздел в собрании благодаря своей специфике.

КНМИ активно занимается собиранием зарубежного искусства: в его фондах хранится более 3400 произведений, и они постепенно начинают выставляться за рубежом. Основным источником пополнения служат дары частных коллекционеров, представленные, как правило, как цельные коллекции. Среди них 117 полотен западного современного искусства, подаренных супругами Людвиг из Германии, - это западный послевоенный поп-арт, неоэкспрессионизм, восточноевропейский реализм, в частности, работы Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Ансельма Кифера, Георга Базелица, Роя Лихтенштейна, а также произведения великого Пикассо. Коллекция масляной живописи, переданная в дар Лю Сюнем, включает в себя работы многих народных и заслуженных художников России (например, семь работ хорошо известного в Китае А.А. Мыльникова). Ли Паньфань подарил музею серию японских гравюр укиё-э и 771 образец современной японской гравюры. Благодаря супругам Хань Жун и Ли Суншань в музее появились 135 африканских скульптур, а также произведения мастеров Французской Академии изящных искусств, фотографии Педро Мейера, гравюры Кете Кольвиц, скульптуры Дали, Маноло Вальдеса, Энтони Стоунса и Сюн Бинмина (проживающего во Франции художника китайского происхождения). Эти произведения обогатили сокровищницу зарубежного искусства КНМИ и стимулировали диалог между китайской культурой и культурами других стран.

 

Собрание произведений народного искусства

В начале 1980-х годов был образован Оргкомитет музея народного искусства, нацеленный на сохранение образцов народного искусства Китая. Под кураторством КНМИ специалисты отправлялись во все уголки страны, чтобы собрать произведения народного искусства. С этого времени задача обрела государственную важность. В 1996 году Оргкомитет был преобразован в Отдел народного искусства КНМИ и продолжил свою деятельность по изучению, сохранению и систематизации народного искусства. На протяжении более 30 лет в музей поступило более 60 тысяч предметов народного искусства - это, в частности, новогодний лубок няньхуа; образцы художественной вырезки из бумаги цзяньчжи; игрушки, марионетки теневого театра, художественная лепка, предметы театрального реквизита, деревянные куклы, воздушные змеи, вышивка, батик, керамика, предметы одежды - всего более 20 видов народного творчества. Среди них встречаются настоящие сокровища, такие, например, как новогодний лубок эпохи Мин и Цин, марионетки теневого театра из провинции Шэньси эпохи Цин, глиняные статуэтки из Тяньцзиня, вышитые одеяния народности мяо из провинции Гуйчжоу и многое другое. В 2016 году Ли Хуэйчжэнь преподнес в дар музею 1770 бэйшаней (бэйшань - приспособление для переноски детей из ткани, богато украшенное орнаментами, которое относится к традиционным предметам одежды малых народностей юго-запада Китая). Коллекция народного искусства КНМИ в полной мере воплощает мудрость, созидательную силу трудового народа, отражает его эстетические воззрения, демонстрирует уникальность и многообразие культуры разных периодов и регионов Китая.

КНМИ напрямую подчиняется Министерству культуры КНР. Ранее пост директора музея занимали Лю Кайцюй, Ян Личжоу, Фэн Юань и Фань Диань, я занимаю этот пост с 2014 года. Благодаря усилиям нескольких поколений работников музей неизменно демонстрирует новейшие достижения творческой жизни Китая и других стран, поддерживает диалог в сфере искусства и повышает эстетический уровень и культурное сознание китайской публики. КНМИ провел немало выставок китайских художников, которые вошли в анналы истории современного китайского искусства. Одновременно он делает все возможное для привлечения зарубежного искусства и для развития сотрудничества со многими известными мировыми музеями.

Китайский национальный музей искусства в своей деятельности твердо опирается на традиции Китая и в то же время открыт всему миру, стремится содействовать мультикультурному обмену и взаимопроникновению и, таким образом, способствовать созданию новых произведений искусства.

Иллюстрации

ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е
ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е
Бумага, каллиграфия. 41 × 39. Фрагмент
У ЧАНШО. Зеленая слива. 1916
У ЧАНШО. Зеленая слива. 1916
Живопись гохуа. 148,5 × 160. Фрагмент
У ЧАНШО. Зелeная слива. 1916
У ЧАНШО. Зелeная слива. 1916
Живопись гохуа. 148,5 × 160
ЛИНЬ САНЬЧЖИ. Ду Му, стихи в стиле оборванных строк «Весна в Цзяннани»
ЛИНЬ САНЬЧЖИ. Ду Му, стихи в стиле оборванных строк «Весна в Цзяннани»
Свиток. Каллиграфия. 94 × 33,5
ЧЭНЬ ШИЦЗЭН. Пекинская жанровая зарисовка: возвращение в материнский дом
ЧЭНЬ ШИЦЗЭН. Пекинская жанровая зарисовка: возвращение в материнский дом
28,5 × 34,7
ЦИ БАЙШИ. Креветки
ЦИ БАЙШИ. Креветки
Живопись гохуа. 68,8 × 33,7
ЛИНЬ ФЭНМЯНЬ. Утки над осенним озером. 1960
ЛИНЬ ФЭНМЯНЬ. Утки над осенним озером. 1960
Живопись гохуа. Бумага, тушь. 69 × 69
ФУ БАОШИ. Реки и горы в ожидании искусной кисти. 1961
ФУ БАОШИ. Реки и горы в ожидании искусной кисти. 1961
100 × 111,5
ЛИ КЭЖАНЬ. «Горы и рощи в наряде багряном». 1973
ЛИ КЭЖАНЬ. «Горы и рощи в наряде багряном»* 1973
Бумага, тушь, краски. 69,5 × 45,5
* Названием картины служит строчка из стихотворения Мао Цзэдуна "Чанша" (пер. С. Маршака)
ХУАН БИНЬХУН. Туман среди сосен
ХУАН БИНЬХУН. Туман среди сосен
Живопись гохуа. 132,6 × 66,5
КЕТЕ КОЛЬВИЦ. Автопортрет в профиль справа. Около 1938
КЕТЕ КОЛЬВИЦ. Автопортрет в профиль справа. Около 1938
Гравюра. 48 × 29,5
СЮЙ БЭЙХУН. Галопирующий конь. 1951
СЮЙ БЭЙХУН. Галопирующий конь. 1951
Бумага, тушь, краски. 107,7 × 50
ЛИ ХУА. Взреви, Китай! 1935
ЛИ ХУА. Взреви, Китай! 1935
20 × 15. Гравюра
ПАБЛО ПИКАССО. Мушкетер с птицей. 1971
ПАБЛО ПИКАССО. Мушкетер с птицей. 1971
Холст, масло. 146 × 114
САЛЬВАДОР ДАЛИ. Фавн, рогатая голова. 1974
САЛЬВАДОР ДАЛИ. Фавн, рогатая голова. 1974
Скульптура. 217 × 74 × 66
ЛО ЧЖУНЛИ. Отец. 1980
ЛО ЧЖУНЛИ. Отец. 1980
Холст, масло. 222 × 155
У ГУАНЬЧЖУН. Гуси на озере Тайху. 1974
У ГУАНЬЧЖУН. Гуси на озере Тайху. 1974
Холст, масло. 44 × 59,5
У ЦЗОЖЭНЬ. Портрет художника Ци Байши. 1954
У ЦЗОЖЭНЬ. Портрет художника Ци Байши. 1954
Холст, масло. 113 × 86
ДУН СИВЭНЬ. Преображение тысячелетней земли. 1963
ДУН СИВЭНЬ. Преображение тысячелетней земли. 1963
Холст, масло. 66 × 115
ЦЗИНЬ ШАНЪИ. Таджичка. 1984
ЦЗИНЬ ШАНЪИ. Таджичка. 1984
Холст, масло. 60 × 50
ПЬЕР КАРРОН. Модница. 2009
ПЬЕР КАРРОН. Модница. 2009
Бумага, масло. 16 × 16
У ВЭЙШАНЬ. Между сходством и несходством – Ци Байши
У ВЭЙШАНЬ. Между сходством и несходством – Ци Байши
Медное литье. 324 × 121,5 × 88

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play
title ?>" data-url="<?php print $node_url ?>" data-url_text="<?php print $content ?>">