«Душа России», ФРГ, БОНН, 16 МАЯ - 26 АВГУСТА 2007

Агнешка Лулинска

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#3 2007 (16)
Вход на выставку с панорамой Москвы XIX века (в ротонде) и портретом П.М. Третьякова кисти И.Е. Репина Фотография: Петер Освальд, Бонн

Серия «Великие коллекции» занимает видное место в экспозиционной программе Выставочного зала ФРГ в Бонне с момента его открытия в 1992 году. Немецкой публике были представлены произведения из таких известных музеев мира, как Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке (1992), Национальный археологический музей в Неаполе (1995), Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (1997), Музей Пти-Пале в Париже (1998), Национальный музей Прадо в Мадриде (1999), Императорское собрание из Национального дворца-музея в Тайбэе (2003) и др. При подготовке экспозиций учитывается, что они будут размещены именно в данном выставочном зале, и делается все, чтобы отразить самые важные элементы каждой отдельной коллекции.

Государственная Третьяковская галерея - один из самых значимых иностранных партнеров Выставочного зала ФРГ. Являясь крупнейшим собранием русского искусства, она, конечно же, не могла не получить приглашение принять участие в цикле боннских мероприятий, который получил высокую оценку как у зрителей, так и у экспертов. Решено было провести выставку в рамках празднования 150-летия Третьяковской галереи. В Бонн привезли 150 ценнейших экспонатов - икон, картин, рисунков и скульптур, причем некоторые из них впервые выставлялись за границей.

Центральное место на этой выставке, носящей название «Душа России», занимает раздел, посвященный личности самого П.М. Третьякова. Была также сделана попытка отразить историческое ядро собрания галереи. Особенности того времени, когда она создавалась, подсказали нам сразу несколько целей, которые мы попытались реализовать. Прежде всего - показать всю панораму русской культуры XIX века, которую немецкая публика знает в основном лишь по литературным произведениям, о многообразии художественных выразительных форм ей известно также сравнительно немного. Чрезвычайно интересно, что были прослежены важнейшие линии развития русской национальной живописи, которая формировалась в русле общеевропейской и собственной художественной традиции. Выставленные картины позволили четко проследить тесную связь русских живописцев, коллекционеров и в целом русской интеллигенции с европейскими культурными центрами, причем показано, что Третьяков активно способствовал этому процессу. В XIX веке подобные феномены наблюдались и в других странах, но даже в широком европейском контексте деятельность основателя московской галереи выделяется чрезвычайно ярко.

Коллекционер и меценат Павел Третьяков был, конечно, исключительным явлением в России, но он не был одинок в своем устремлении. В последней трети XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года вся Москва была охвачена лихорадкой приобретения картин. Особенно интенсивно занимались коллекционированием представители богатого купечества, причем некоторым из них удалось непрерывно делать это на протяжении двух поколений: новая элита активно способствовала развитию нового искусства, что, в свою очередь, не могло не сказаться на масштабах собирательства и в европейском контексте. В начале XX века в Москве было много ценных частных коллекций, собранных такими крупными русскими магнатами, как Рябушинский, Боткин, Мамонтов, Остроухов, Третьяков и другие; многие из них были связаны между собой родственными отношениями. Только Париж, бывший в то время метрополией искусства, мог соперничать с ними. Самыми известными за пределами России были легендарные коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин, крупнейшие ценители работ французских импрессионистов и обладатели уникальных шедевров Матисса и Пикассо.

Художественный вкус П.М. Третьякова сформировался в 50-60-е годы XIX века, когда в русской литературе, музыке и театре заявил о себе реализм, и впервые заговорили о национальной русской культуре. Третьяков был соотечественником и большим поклонником Толстого и Достоевского, любил музыку Римского-Корсакова и Мусоргского. Но больше всего его интересовали новые направления в живописи, которые развивали молодые художники-реалисты. Они называли себя передвижниками, потому что хотели распространить свои идеи при помощи передвижных выставок, не ограничиваясь Санкт-Петербургом и Москвой. Согласно их убеждениям, искусство должно было играть активную социальную роль. Кроме того, никогда ранее в русском искусстве не соблюдались так бережно древнерусские традиции. Ни в России, ни в других европейских странах искусство никогда еще не влияло столь непосредственно на жизнь общества. Павел Третьяков предпочитал проникновенные жанровые картины, пейзажи и портреты Репина, Крамского и Левитана произведениям известных академических мастеров. И в то же время он старался представить в национальном музее русскую живопись XIX века в ее общем развитии: «Я беру, весьма может быть ошибочно, только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи».

Третьяков тщательно отбирал все необходимое для своей коллекции. Он разработал последовательную стратегию коллекционирования и старался покупать все ключевые произведения современной ему живописи. То обстоятельство, что сильнейшим конкурентом Павла Михайловича в приобретении лучших картин был сам царь Александр III, свидетельствует об очень высоком уровне составления и планирования им коллекции. Иван Крамской писал в 1873 году: «Я должен сознаться, что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Абсолютная уверенность в своей правоте позволила ему почувствовать дух времени. С новым самосознанием эмансипированного русского буржуа он принимал активное участие в формировании национальной культурной традиции. Будучи неославянофилом, он, например, начал создавать галерею портретов людей, которые, по словам И.Е. Репина, представляли «лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» и были «дороги нации». Тем самым П.М. Третьяков продолжил актуальную в XIX веке во всей Европе идею национальной «галереи предков». Так, по его заказу в течение нескольких десятилетий были написаны портреты известных представителей русской науки, культуры и политики. На выставке можно увидеть репинские портреты Льва Толстого и Модеста Мусоргского, портрет Федора Достоевского, созданный Василием Перовым, и портрет Николая Римского-Корсакова кисти Валентина Серова. Третьяков участвовал также в дискуссии о необходимости нового взгляда на древнерусскую иконопись - такая дискуссия состоялась в кругах искусствоведов и частных коллекционеров в два последние десятилетия XIX века. Иконы долгое время считались исключительно культовыми объектами, теперь же начали признавать их эстетическое значение, и поэтому они не могли не присутствовать в коллекции Третьякова, демонстрировавшей исторические этапы развития русского искусства.

При входе на боннскую выставку висит портрет Третьякова, написанный Ильей Репиным в 1901 году. В первом зале под названием «Петербургский век» зрители могут увидеть небольшую подборку придворных портретов XVIII века, которые знаменуют собой начало нового периода развития русского искусства. Здесь представлен имперский космополитический Санкт-Петербург, который под эгидой Императорской Академии художеств поддерживал тесные связи с европейскими метрополиями искусств. В картинах трех известных художников того времени - Федора Рокотова, Владимира Боровиковского и Дмитрия Левицкого - четко прослеживаются актуальные тенденции европейской живописи, но также хорошо заметны и специфические особенности русского общества.

Отличие традиций, развиваемых русскими художниками, от общеевропейских тенденций искусства романтизма и бидермейера показаны в следующем разделе. При рассмотрении малоформатных интимных интерьеров, сцен из повседневной жизни кисти Павла Федотова и Алексея Венецианова или трогательных, непосредственных портретов Ореста Кипренского подчеркивается обращение к частной жизни как проявлению особой национальной философии того времени. Итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина или Михаила Лебедева говорят о том, что русским художникам не чуждо было увлечение Италией, и что они, благодаря щедрым стипендиям Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, многие годы могли жить и работать в Риме, Неаполе и других городах и селениях на Апеннинах.

Особое место в экспозиции занимает высоко ценимая Третьяковым реалистическая живопись второй половины XIX века. Характерные для передвижников сцены из жизни русского общества, отличающиеся социально-критической направленностью, меланхолические пейзажи и проникновенные портреты - это проявление бунтарского искусства, ищущего правду. Со временем оно стало синонимом русского национального искусства. Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской, Алексей Саврасов, Исаак Левитан и Василий Поленов были любимыми художниками Третьякова, и на выставке они представлены своими лучшими произведениями. Отдельного внимания заслуживает монументальное полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), впервые выставленное в Германии. Василий Верещагин, Василий Суриков и Виктор Васнецов отразили в своих картинах сцены из русской истории. Историческая живопись переживала тогда подъем. Все эти произведения служат художественным свидетельством непрекращающихся споров, которые велись в то время в русских художественных кругах - спорах о роли искусства в обществе и об определении его как носителя национального самосознания.

Строгая, спокойная красота и глубокая духовность 25 выставленных икон (XIII-XVII вв.) открывает корни русской эстетики, сохранившейся до XXI века. Самая древняя икона первой трети XIII века «Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча» является одним из всего тридцати произведений, сохранившихся со времен, предшествовавших монголо-татарскому порабощению (1237 год). Этот раздел является кульминационным пунктом выставки и ключом к пониманию самых глубоких слоев русской культуры. Поэтому в Бонне он представлен не как историческое введение в искусство России, а как живое ядро великой культурной традиции, с которой все русские художники были постоянно связаны.

Последние годы XIX века отличаются многообразием художественных стилей и направлений. Реалистическая живопись этих лет сменяется постимпрессионизмом, символизмом и стилем модерн, которые были актуальны и в европейском контексте.

Заканчивается выставка произведениями двух великих протагонистов и двух антиподов русского символизма - Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Считается, что Врубель проложил путь к современному русскому искусству. Он творил во многих областях культуры и на разных уровнях сознания. Врубель стремился к преобразованию жизненных рамок, к новой эстетике. Его художественное наследие включает рисунки и картины, он делал декорации и разрабатывал проекты зданий, ему принадлежат скульптуры и работы в области майолики. Его упорные поиски сделали возможными эксперименты художественного авангарда следующих десятилетий. Но это уже тема совершенно другой выставки.

«Душа России» - название нашей выставки дает свободу ассоциациям и фантазиям, пробуждает любопытство и тоску. Тоску по истинным ценностям, которых всем нам так недостает в век глобализации.

Иллюстрации

Посетители перед картиной В.В. Верещагина «Смертельно раненный»
Посетители перед картиной В.В. Верещагина «Смертельно раненный»
Фотография: Петер Освальд, Бонн
Посетители перед пейзажем И.И. Левитана «Над вечным покоем»
Посетители перед пейзажем И.И. Левитана «Над вечным покоем»
Фотография: Петер Освальд, Бонн
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1425–1427
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1425–1427
Москва. ГТГ
Икона «Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча». Владимиро-Суздальская Русь, первая треть XIII в.
Икона «Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча». Владимиро-Суздальская Русь, первая треть XIII в.
ГТГ
Икона «Спас Нерукотворный». Ярославль, XIV в.
Икона «Спас Нерукотворный». Ярославль, XIV в.
ГТГ
И.Н. КРАМСКОЙ. Неизвесmная. 1883
И.Н. КРАМСКОЙ. Неизвесmная. 1883
Холст, масло. 76×99. ГТГ
Павел Третьяков в кругу своей семьи. Фотография. 1884
Павел Третьяков в кругу своей семьи. Фотография. 1884
ГТГ
Выставочный зал с картинами К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, С.К. Зарянко и др. в Городской галерее братьев Третьяковых. Фотография. 1898
Выставочный зал с картинами К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, С.К. Зарянко и др. в Городской галерее братьев Третьяковых. Фотография. 1898
ГТГ
И.И. ЛЕВИТАН. Весна. Большая вода. 1897
И.И. ЛЕВИТАН. Весна. Большая вода. 1897
Холст, масло. 64,2×57,5. ГТГ
Выставочные залы с эскизами к монументальному полотну «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, в глубине – «Демон (сидящий)» М.А. Врубеля, справа – «Три царевны подземного царства» В.М. Васнецова
Выставочные залы с эскизами к монументальному полотну «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, в глубине – «Демон (сидящий)» М.А. Врубеля, справа – «Три царевны подземного царства» В.М. Васнецова
Фотография: Петер Освальд, Бонн
И.Е. РЕПИН. Кресmный ход в Курской губернии. 1880–1883
И.Е. РЕПИН. Кресmный ход в Курской губернии. 1880–1883
Холст, масло. 175×280. ГТГ
Выставочный зал с картиной И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Выставочный зал с картиной И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Фотография: Петер Освальд, Бонн
Выставочный зал с портретами второй половины XIX века: «Полесовщик» И.Н. Крамского (слева), «Портрет О.В. Суриковой в детстве» В.И. Сурикова (справа)
Выставочный зал с портретами второй половины XIX века: «Полесовщик» И.Н. Крамского (слева), «Портрет О.В. Суриковой в детстве» В.И. Сурикова (справа)
Фотография: Петер Освальд, Бонн
В.И. СУРИКОВ. Порmреm О.В. Суриковой в деmсmве. 1888
В.И. СУРИКОВ. Порmреm О.В. Суриковой в деmсmве. 1888
Холст, масло. 135×80. ГТГ
М.А. ВРУБЕЛЬ. Демон (сидящий). 1890
М.А. ВРУБЕЛЬ. Демон (сидящий). 1890
Холст, масло. 115×212,5. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play