Московские вернисажи

Юлия Логинова

Рубрика: 
ХРОНИКА
Номер журнала: 
#3 2005 (08)

Москва поистине культурный город. Одних выставок - от классических музейных до самых-самых актуальных - на дню, порой, открывается до пяти, а в самые «культурные» дни их счет доходит и до десятка. И мечется культурная общественность между храмом искусств, например Третьяковкой или Пушкинским, модной галереей с модным интерьером и очень модным искусством и подвалом на краю столичной географии, где юный талант из провинции должен демонстрировать свой первый перформанс. Поэтому редакция приняла решение освещать не только эпохальные события московской художественной жизни, но и кратко рассказывать про те истории, которые ей кажутся важными, интересными и без которых Москва художественная уже давно не существует.

1941. Бойцы идут на фронт с Московского ипподрома. Фото А. Шайхета
1941. Бойцы идут на фронт с Московского ипподрома
Фото А. Шайхета

Естественно, самой актуальной темой в майские дни 60-летия Победы была она сама и та самая страшная катастрофа прошлого века, которая ей предшествовала. Но из десятков военных выставок захотелось рассказать о тех, что показались наиболее интересными, - о четырех фотовыставках, которые открылись дождливым днем 12 мая. При этом три из них - «1418 дней» в Московском доме фотографии, «Искусство на войне» в новом выставочном пространстве на фабрике технических бумаг «Октябрь» и «10 альбомов о войне» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева - были даже объединены общим пригласительным билетом, а все три открытия завершились очень красивым ночным салютом во внутреннем дворе усадебного комплекса МУАРа. Они совершенно разные по дизайну выставочных пространств. В Доме фотографии этим занимались Юрий Аввакумов и Алена Кирцова, которые так покрасили и разделили 12 залов детища Ольги Свибловой, что 12 тем выставки («Начало», «Горе», «Битва», «Оборона», «Жить!», «Победители», «Передовая», «Achtung!», «Освобождение», «Возвращение», «Судьба», «Победа») не мешают и не противоречат друг другу. Потому что на ней представлены фотографии и великих российских фотографов - от Марка Маркова-Гринберга до Бориса Игнатовича, - тех фотокоров, которые так и не вернулись (Михаил Прехнер, Сергей Струнников, Павел Трошкин...), и снимки безымянных немецких солдат и офицеров, пытавшихся запечатлеть себе на память фронтовые и оккупационные будни. И еще здесь есть все - и грязь передовой, и горечь отступления, и ужас смерти, и повешенные партизаны, и гордость победителей. А также видеофильмы на основе военных архивов и фонограммы со сводками «Совинформбюро» и песнями военных лет. Кстати, все это вошло в роскошно изданный «ИНТЕРРОСОМ» альбом. Пространство проекта «Фабрика» оформлял Сергей Мироненко. И сделал это, как всегда, безупречно: единая инсталляция в общем пространстве. Фотографии артистов и художников на войне лежат на ящиках из-под снарядов. Их освещают тусклые светильники-«самокрутки». И девять видеопроекций - клипы из кинохроники, смонтированные в замедленном режиме, в состоянии между кино и фото под мелодии «На сопках Маньчжурии», «Ах, мой милый Августин», «С Берлинского кичмана». А также фильмы тех лет: «Концерт фронту» (1942, с участием Аркадия Райкина, Лидии Руслановой, Игоря Ильинского, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова), киножурнал «Советское искусство» (1942) и другие. В Музее архитектуры по всем залам анфилады на выкрашенных в черный цвет конструкциях в стекла зажаты фотографии из 10 альбомов о войне, которые снимали безымянные фотографы существовавшей некогда дирекции так и не достроенного Дворца Советов. Их выставили впервые. В пандан к ним галерея на Солянке предоставила свои помещения выставке «Британия - Россия: общая победа». Собственно, эту выставку видели москвичи (на вернисаже были Александр Фадеев, Алексей Толстой, Константин Симонов, Александр Твардовский, Самуил Маршак, «Кукрыниксы», Владимир Немирович- Данченко), а вслед за ними жители Куйбышева и Свердловска, еще в 1943 году. Потому что британское правительство решило показать советским людям, что жители Объединенного Королевства также живут, работают, воюют, радуются и страдают и, конечно, ждут победу. При этом соотечественников снимали самые лучшие британские фотографы и даже сам Сесил Битон. С тех пор фотографии хранились в Государственном архиве Российской Федерации, но с помощью Британского совета нам их продемонстрировали еще раз. А этажом ниже, в галерее, показаны фотографии Виктора Темина, который первым сумел ухватить в свой кадр наш флаг над Рейхстагом.

Между прочим, Британский совет в Центре современного искусства, что в Ермолаевском, открыл еще одну выставку, которая уже не имеет никакого отношения к войне, выставку блистательной видео- и фотохудожницы из Великобритании, одной из самых ярких фигур поколения так называемых молодых британских художников, приятельницы Элтона Джона, Кейт Мосс и Рэя Уинстона Сэм Тэйлор-Вуд. Выставка уже показывалась в Мраморном дворце Русского музея в Санкт-Петербурге. Теперь и москвичи могут увидеть свободную и парящую в пространстве Сэм Тэйлор-Вуд, заставившую плакать с десяток мужчин, среди которых оказались Лоуренс Фишбурн и даже Пол Ньюман, а также гниющие на глазах фрукты в вазе и многое другое, касающееся таких человеческих эмоций, как эротизм, ярость, меланхолия, радость, гнев, страдание, отвращение, тревога, удовольствие, процесс творчества, не менее талантливо задуманное и профессионально выполненное.

Государственная Третьяковская галерея открыла на Крымском Валу сразу две выставки - «Павел Никонов. Живопись, графика. 1980-е - 2004» и «Николай Чернышев. 1885-1 973. К 120-летию со дня рождения. Избранные произведения из собрания ГТГ и семьи художника».

1941. П. НИКОНОВ. Зима. 2001
П. НИКОНОВ. Зима. 2001
Холст, масло. 60 × 80

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ. Автопортрет с Венерой. 1933
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ. Автопортрет с Венерой. 1933
Холст, масло. 95,6 × 68,5

От выставки народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств и прочих и прочих наград Павла Никонова не следует ждать юбилейной монографичности. На ней не увидишь ни знаменитый «Октябрь» (большая серебряная медаль Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1 957 года), ни «Наши будни», ни «Геологов». На сей раз это художественная летопись (50 живописных и 20 графических работ из собрания автора) многолетней (с начала 70-х годов) летне-осенней жизни в деревне Алексино Тверской области, неподалеку от Калязина, что на Волге. Где нет героев и победителей суровых стихий, а живут простые крестьяне, которые, как и их предки, сеют, жнут и пасут скот. Но которые, в отличие от них, не могут любоваться архитектурой взорванного Макарьевского монастыря, а молятся лишь на чудом уцелевшую колокольню Николаевского собора, возвышающуюся над гладью водохранилища.

Любителям русского искусства XX века просто необходимо заглянуть в зал № 21 на Крымском, чтобы увидеть впервые в таком объеме собранную юбилейную экспозицию ученика великого москвича В.А. Серова и парижанина Жюльена, преподавателя ВХУТЕМАСа- ВХУТЕИНа, затем одного из крупнейших в нашей стране специалистов по теории и практике монументального искусства и древнерусской живописи Николая Михайловича Чернышева, одного из основателей общества «Маковец».

В МУАРе, в прелестном пространстве деревянной коробочки Наталья Никитина, арт-критик и верный многолетний спутник Бориса Гройса, еще в конце 70-х покинувшая родной город и перебравшаяся с семьей в Кельн, показывает выставку своих фотографий «Москва Безумная». На сей раз, в отличие от предыдущих фотоисследований, где ее больше интересовали те известные московские персонажи из нынешней арт-жизни, которые оказывались на ее кухне в Кельне, Наталья решила показать нам тот город, который она, коренная москвичка, родившаяся и выросшая в Газетном переулке, видит сейчас, то, что может поразить воображение человека, давно живущего размеренной европейской жизнью.

Странные фигуры, созданные известным немецким скульптором-нео- экспрессионистом Дитрихом Клинге, поселились в галерее Герцева, которая представляет их в рамках серии выставочных проектов, посвященных творчеству ведущих западноевропейских художников минувшего столетия. Это «думающие» фигуры, которые скульптор первоначально вырезает из дерева, а затем, полностью повторяя все неровности, шероховатости и трещины древесины, переводит в бронзу. Получается нечто среднее между половецкими бабами и африканскими сакральными статуэтками.

За это время в нашем неспокойном городе случилось еще два знаменательных события, связанных с актуальным искусством. Первое - это пафосная пресс-конференция в РИА «Новости», посвященная экспозиции в российском павильоне на 51-й Венецианской биеннале. Про художественные планы и проблемы финансирования рассказали глава РОСИЗО Евгений Зяблов, представитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Заволокин, а также кураторы, которые поведали, что 10 июня наша страна, выделившая из федерального бюджета полтора миллиона рублей и при материальной поддержке Фонда Форда (130 тысяч американских долларов), откроет свой павильон двумя проектами. Первый проект - аэрозвуковая инсталляция «Волшебный ветер» (в английском переводе - «Idiot Wind») художников из Нижнего Новгорода Сергея Проворова и Галины Мызниковой, которые с помощью невероятно сложных инженернотехнических сооружений заставят зрителей прочувствовать, что такое настоящий ветер. При этом сначала можно будет свободно к нему прикасаться и ловить руками, но потом этот же самый ветер покажет зрителю, где раки зимуют и что значит стихия. Второй - интерактивная видеоинсталляция «Слишком долго, чтобы убежать» известной московской группы «ПРОГРАММА ESCAPE», где зрителям предлагается как бы игра с художниками. Одетые в красные комбинезоны Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов и Лиза Морозова, на манер «Красной конницы» К. Малевича, движутся по белоснежной пустыне навстречу публике со скоростью, которая пропорциональна количеству тех зрителей, которые в зал входят. Но при этом хитрые авторы никак не могут столкнуться с наивными посетителями. Интересно, как будут вести себя зрители в том и в другом случаях? А вообще, в Венеции наших будет много. Михаил Сидлин курирует украинский павильон, Виктор Мизиано покажет мировому арт-сообществу искусство среднеазиатских республик, а генеральный куратор биеннале Роза Мартинес продемонстрирует творчество Олега Кулика и группы «Синие носы».

А вот в Русском музее задумались о вечном и о корнях и поняли, что мы всем обязаны родной деревне и ее обитателям, которым и посвятили выставку «Крестьянский мир в русском искусстве». Ее привезли в Москву и торжественно открыли в огромных отреставрированных и ждущих, когда же их, наконец, заполнят постоянной экспозицией XIX века, залах Исторического музея. В них поселилось почти 300 предметов - от икон до прялок, от романтичных и добрых поселянских зарисовок А. Венецианова до лубочно-авангардных изысков Н. Гончаровой и К. Малевича, от резных наличников до игрушек, от вышивок до кино экспериментов С. Эйзенштейна.

В ЦДХ отшумела и закончилась 9-я Международная художественная ярмарка «Арт-Москва». На сей раз 53 галереи-участницы оккупировали все пространство Дома и все вместе заработали 2 81 5 000 американских долларов, что в полтора раза больше прошлогодних продаж. При этом у 15 га- лерей-«стахановок» продажи современного искусства доходили до 70 000 долларов. Но 12 неудачниц так ничего и не продали. Все же остальное было, как и раньше, только еще больше и еще лучше. Лидеры - галереи XL, Айдан, Гельман, Крокин, Риджина, VP-студия... Экспертный совет, призванный отслеживать чистоту эксперимента, с задачей, естественно, справился, и плохих чужих не было. Как всегда, были спецпроекты, в том числе и образовательные. Это, например, «Питерские» (от Сергея Бугаева-Африки до Владика Мамышева-Монро, от Цапли с Глюклей до Ольги и Александра Флоренских), который организовала галерея Марата Гельмана при содействии Русского музея, питерского филиала ГЦСИ, галереи Марины Гисич «Д137». Очень хороший видеоарт «Комедия положений» и экспозиция «Искусство для PLAYBOY», почитателями которых оказались ну просто все продвинутые актуальные художники - Никита Алексеев, Андрей Логвин, Гор Чахал, Сергей Шеховцев, Дмитрий Цветков и другие. Галерея Марата Гельмана организовала еще один спецпроект - выставку Брацо Димитриевича. Московский клуб коллекционеров современного искусства уже в пятый раз приоткрыл завесу над тайными страстями своих участников. Александр Панов в сообществе с Самарским региональным общественным благотворительным фондом «Центр современного искусства» показал выставочный проект «В поле зрения», напрямую завязанный на по- настоящему слабовидящих и на настоящих офтальмологов. В рамках спецпрограмм звезды - от Игоря Макаревича до Андрея Бартенева - расписывали коров по просьбе дирекции фестиваля «Парад коров», который состоится в Москве в августе месяце.

Было также очень много околоярморочных мероприятий. Это и презентация нового путеводителя по художественной Москве «Арт Гид». Презентации разных книг, естественно, так или иначе связанных с современным искусством, типа «Тимур Петрович Новиков. Лекции» (СПб., 2003). Конференция «Современное искусство: русское зарубежье», организованная Правительством Москвы, Московским домом соотечественника и Новым арт- фондом. В Клубе на Брестской Калининградским филиалом ГЦСИ, Уральским государственным университетом и Русским аукционным домом был устроен благотворительный аукцион «Современное искусство в поддержку народных промыслов». И, конечно, замечательная АРТ-Стрелка, с целой кучей выставок, самой-самой из которых, безусловно, была выставка Александра Бродского в галерее Лизы Плавинской, и перформансов, например очаровательной Елены Ковылиной.

Так что «Арт-Москва» удалась как никогда.

Иллюстрации
П. НИКОНОВ. Петух. 2000
П. НИКОНОВ. Петух. 2000
Холст, масло. 80 × 85
1945. На Одере тишина. Германия. Фото Д.Бальтерманца
1945. На Одере тишина. Германия
Фото Д. Бальтерманца
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ. Модель на желтом. 1924
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ. Модель на желтом. 1924
Холст, масло. 108 × 51
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ. Выжимает рубашку. 1933
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ. Выжимает рубашку. 1933
Холст, масло. 98 × 78
Крис ДЖИЛМОР. Мотороллер. 2004
Крис ДЖИЛМОР. Мотороллер. 2004
Картон, клей. В натуральную величину
Кристофер ОРР. Там, где мы когда-то были. 2005
Кристофер ОРР. Там, где мы когда-то были. 2005
Холст, масло. 20 × 20
Йокo ОНO. Вертикальная память – доктор-1. 1997
Йокo ОНO. Вертикальная память – доктор-1. 1997
Радужная печать, текст. 20,3 × 25,4
Лиз НИЛ. Пол
Лиз НИЛ. Пол
Холст, масло
Егор ОСТРОВ. Красное и Белое. 2004
Егор ОСТРОВ. Красное и Белое. 2004
Холст, акрил. 100 × 86
И. МАКАРЕВИЧ. Космический круг Пиноккио. 2004
И. МАКАРЕВИЧ. Космический круг Пиноккио. 2004
Холст, акриловые краски. 120 × 120
Илья и Эмилия КАБАКОВЫ. Модель купола к инсталляции для исполнения оперы Мессиана «Св. Франциск Ассизский». Бохум. 2003
Илья и Эмилия КАБАКОВЫ. Модель купола к инсталляции для исполнения оперы Мессиана «Св. Франциск Ассизский». Бохум. 2003
Дерево, пластик, краска, электромотор, лампы. 175 × 75 × 85
Илмарс БЛУМБЕРГС. Молитва о видении. 2004
Илмарс БЛУМБЕРГС. Молитва о видении. 2004
Фото. 100 × 150
Айдан САЛАХОВА. Невеста. 2005
Айдан САЛАХОВА. Невеста. 2005
Печать на холсте, видео. 220 × 140

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play