Петр Великий и основание Академии художеств

Светлана Володина

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#2 2022 (75)

Россия в Средние века при всей своей исключительной самобытности отнюдь не была изолирована от остальной Европы в художественном плане. Итальянскими мастерами возводились башни и стены Московского кремля с «ласточкиными хвостами», как в Вероне и Милане, строились соборы и церкви, фрески новгородского храма Спаса Преображения написаны византийским мастером Феофаном Греком. Уже в 1672 году, при царе Алексее Михайловиче, состоялось первое театральное представление с иностранными актерами, в Москву приглашались живописцы для написания портретов и т. п. Роль художественного центра в допетровской Руси играла Оружейная палата в Москве. Непременной обязанностью мастеров являлось обучение молодежи.

Дементий ШМАРИНОВ. Петр на закладке Петербурга. 1940
Дементий ШМАРИНОВ. Петр на закладке Петербурга. 1940
Бумага, черная акварель, уголь. 35,5 × 28 см. Иллюстрация к роману А.Н. Толстого «Петр Первый». © ГТГ

Император Петр I провел реформы, вызвавшие общий подъем культуры в стране. Появилась потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному, морскому и инженерному делу, медицине, ботанике и другим наукам; он возвел в ранг государственной политики установление художественных связей с зарубежными странами.

Во время двух своих заграничных путешествий (во время «великого посольства» в 1697-1698 годах и 1716 году) он посетил Голландию, Англию, Францию, даже инкогнито Италию, хотя недолго, будучи вынужден срочно покинуть Флоренцию по получении известия о готовящемся в Москве стрелецком бунте. При всем приоритетном интересе царя к техническим и экономическим особенностям европейской жизни, главным образом ко всему, что касалось судостроения и мореходства, великий строитель, задумавший создание новой столицы Санкт-Петербурга, обращал особое внимание на все то, что с этой точки зрения могло ему пригодиться. Для будущего городского музея (Кунсткамеры) он закупал не только экспонаты, казавшиеся монаршему взгляду чудесами природы и техники, но и произведения искусства. Царь осматривал коллекции университетов и ботанических садов, в Англии посетил музей Лондонского Королевского общества, музей Оксфордского университета, Букингемский дворец, в Дрездене осмотрел коллекцию императора Августа II и т. п. Важнейшее значение во Франции для Петра имел осмотр Версаля и посещение французской Академии наук, в которую он был избран в качестве почетного члена.

Петр I посещал мастерские художников, в Голландии взял даже несколько уроков живописи. В Лондоне в 1698 году королевский живописец Готфрид Кнеллер (1648-1723), создававший для английской придворной коллекции портреты венценосных особ и владетельных принцев, исполнил портрет молодого Петра. Это произведение вошло в историю как «тип Г. Кнеллера», впоследствии переписанный многими художниками в разных композициях и костюмах. Оригинал остался в Лондоне, сейчас портрет находится в королевском собрании картин, во дворце Хемптон-Корт.

Великий преобразователь понимал, что для осуществления его грандиозных замыслов в России необходимо развитие не только наук, но и искусств. С этой целью им в 1711 году в Москве была основана при типографии Оружейной палаты светская рисовальная школа, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой вначале иконописец Григорий Одольский, а затем его брат Иван.

«Его Величество был в академии, срисовывали человека», - записано в журнале от 3 ноября 1715 года. Под Академией подразумевается именно эта рисовальная школа при Оружейной палате, которой Петр в особой инструкции предписывает: «Чтоб обучение в ней велось по правилам и по всем отраслям искусств»[1]. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты: швейцарцы Георг Гзель (1673-1740) и его жена Доротея-Мария (урожденная Хендрикс, 1678-1743), немецкий рисовальщик И. Гриммель (работал в Петербурге с 1741 года), итальянец Бартоломео Тарсия (?-1765), француз Луи Каравак (1684-1754) и другие.

Со времен Петра I рисование начинает внедряться в учебные заведения - оно включается в число учебных дисциплин Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Карповской школы Феофана Прокоповича (1721), позднее Кадетского корпуса (1732), гимназии при Академии наук (1747), воспитательного училища при Смольном монастыре.

Все эти события стали предтечей создания Академии художеств. В 1724 году Петром Великим была основана Академия наук и художеств. 22 января (2 февраля) на заседании Сената был рассмотрен Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, составленный по указанию Петра I лейб-медиком, заведующим Кунсткамерой Лаврентием Лаврентьевичем Блюментростом. В нем было сказано, что Академия должна «стараться о приведении художеств и наук в лучшее состояние»[2]. В ее состав вошли рисовальный и гравировальный классы.

Герб Российской академии художеств
Герб Российской академии художеств

Однако деятельность созданной Петром I Академии наук и художеств развивалась в основном в научном направлении. Первым президентом стал заведующий Кунсткамерой, лейб-медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (время президентства 1725-1733), затем дипломаты Герман Карл фон Кейзерлинг (1733-1734), Иоганн-Альбрехт фон Корф (1734-1740), Карл фон Бреверн (1740-1741), которых сменил граф Кирилл Григорьевич Разумовский, занимавший этот пост в течение 52 лет. После его смерти в 1798 году за учреждением закрепилось название Академия наук.

Пьер-Луи ВЕРНЬЕ. Печать Императорской Академии художеств. 1763
Пьер-Луи ВЕРНЬЕ. Печать Императорской Академии художеств. 1763
Опубликовано: Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 / Сост. С.Н. Кондаков. Ч. I. СПб., [1914]

В 1747 году образован Художественный департамент Академии по инициативе и проекту Якоба Штелина (1709-1785), он же в 1757 году по распоряжению К.Г. Разумовского был назначен официальным директором департамента. Якоб Штелин оставил подробные записки «о состоянии художеств в России»[3]. Приглашаются новые преподаватели: архитектор Иоганн Якоб Шумахер (1701-1767), скульптор Иоганн Франц Дункер, живописец Иоганн-Элиас Гриммель (1703-1758). Выходит альбом под названием «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изданный трудами Академии Наук и Художеств в Санкт-Петербурге». Рисунки представлены Михаилом Ивановичем Махаевым (1718-1770), надписи и оформление Якоба Штелина. Профессор Штелин строит планы расширения департамента художеств, однако граф К.Г Разумовский, в восемнадцать лет ставший президентом Академии наук, останавливает своего подчиненного: «При Академии сверх штата людей разного звания набрано много, особливо разных художеств учеников, которые Академии ни пользы, ни дальней чести не делают»[4].

В первой половине XVIII века русские люди получали специальное художественное образование в основном за границей или в частных мастерских, среди которых пользовались известностью мастерские живописца Ивана Петровича Аргунова (1727?- 1802), скульптора Людвига Роллана (1711-1791), живописца Пьетро Ротари (1707(1710)-1762). И.П. Аргунов, будучи великолепным рисовальщиком и прекрасно зная технику живописи, давал ученикам хорошую профессиональную подготовку. Из его мастерской вышли впоследствии знаменитые Антон Павлович Лосенко (1737-1773), Иван Семенович Саблуков (1735-1777), Кирилл Иванович Головачевский (17351823).

Для художественной жизни России обучение у известных мастеров было делом обычным, так же как и в Европе. В XVIII веке ученики жили и учились у Ивана Петровича Аргунова, Алексея Петровича Антропова (1716-1795), Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) и Гавриила Игнатьевича Козлова (1738-1791). Замечательный художник Алексей Егорович Егоров (1776-1851) долгое время преподавал в Академии. «Как учитель, Егоров походил на учителей древних школ, где братство и дружество связывали наставников с учениками, но вместе с тем какое-то патриархальное старшинство видно было в этом кажущемся равенстве. Для него ученик был сын, и друг, и домочадец, и часто служитель. И никто не обижался этим, напротив, все обожали его. Способ его учения был указание делом, а если иногда и словом, то кратким и отрывистым. Он никому не отказывал в своих советах и уроках. Популярность его была удивительна»[5]. У знаменитого художника, академика Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825) учился живописи Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), оставивший по себе выдающийся след в истории русского искусства не только собственным творчеством, но и созданием своей школы.

История Императорской Академии художеств дает наглядный пример того, как в разные периоды отечественной истории по-разному оценивались ее деятельность, заслуги ее членов, ее руководства. Показательно, что в связи с этим отмечались разные даты основания Академии.

Илларион ГОЛИЦЫН. Тост. Шувалов. 2006
Илларион ГОЛИЦЫН. Тост. Шувалов. 2006
Холст, масло

Поскольку деятельность созданной Петром I Академии развивалась в основном в научном направлении, при императрице Елизавете Петровне было издано Постановление Правительствующего Сената от 6 ноября 1757 года, определившее создание самостоятельной Академии художеств (вначале числившейся при Московском университете): «Приказали означенную Академию художеств здесь, в С.-Петербурге учредить, а на каком основании оная быть может, имеет о том генерал порутчик и Московского Университета куратор и кавалер Шувалов подать в Правительствующий Сенат проект и штат, а ныне на первые годы по выше писанному требованию на содержание в оной учителей и учеников, а также и других в Академии художеств потребностей <...> отпустить из Штат-Конторы 6000 р<...> ныне <...> и впредь»[6].

Медаль в память основания Академии Художеств в Санкт-Петербурге. 1765
Медаль в память основания Академии Художеств в Санкт-Петербурге. 1765
Санкт-Петербургский монетный двор. Бронза. Диаметр – 51 мм. © НИМ РАХ

Иван РЕЙМЕРС, Владимир АЛЕКСЕЕВ. Медаль в память столетия Императорской Академии художеств. 1864
Иван РЕЙМЕРС, Владимир АЛЕКСЕЕВ. Медаль в память столетия Императорской Академии художеств. 1864
Санкт-Петербургский монетный двор. Серебро. Диаметр – 87 мм. © НИМ РАХ

Т.И. Иванов. Медаль 1718 года. В память завершения процесса царевича Алексея и восстановления спокойствия в государстве. Последняя треть XVIII века
Т.И. Иванов. Медаль 1718 года. В память завершения процесса царевича Алексея и восстановления спокойствия в государстве.
Последняя треть XVIII века
Санкт-Петербургский монетный двор. Бронза. Диаметр – 47 мм. Частная коллекция

Иван Иванович Шувалов (1727-1797), фаворит императрицы Елизаветы Петровны был крупным государственным деятелем, меценатом и любителем искусства. Главная его заслуга заключается в покровительстве, оказанном им образованию. Самыми видными его делами были учреждение Московского университета, а также Императорской Академии художеств. Составленные И.И. Шуваловым «Регламент Академии художеств» и «Учреждение Императорской Академии художеств в 16-ти пунктах» зафиксировали принципы ее функционирования[7].

Екатерина II, провозглашавшая себя продолжательницей дел не только своей тетки «Елисабет», но в первую очередь Петра Великого, внесла державный вклад в развитие Академии художеств. 4 ноября 1764 года императрица «даровала Академии Устав и Привилегию», назначив «инавгурацию Академии» в годовщину своего вступления на престол. Роскошное торжество, состоявшееся 28 июня 1765 года, было в восторженных словах описано современниками. Оно включало богато декорированное «театрализованное представление на барках на Неве и на пристани, речь конференц-секретаря Салтыкова, чтение “дарованной привилегии”, вручение дипломов профессорам, приветствие архимандрита Платона, молебен и закладку академической церкви во имя Святой Екатерины, закладку грандиозного здания-ансамбля Академии, и поныне поражающего своими масштабами и великолепием. В течение 8 дней богато украшенная произведениями искусства Академия была открыта для свободного доступа публики»[8]. «Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей»[9]. Все это, а самое главное, законодательные государственные акты, имело настолько большое значение для поднятия статуса Академии, что в период до 1917 года официальной датой рождения Академии считался 1764 год. В 1864 году широко праздновалось столетие Академии, была выпущена специальная медаль и подготовлен трехтомник Н.Н. Петрова «Сборник материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования» (СПб., 1884). Готовилось также празднование 150-летия Академии в 1914 году, был издан двухтомник С.Н. Кондакова «Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914» (СПб., 1914-1915), но уже началась Первая мировая война и торжественные мероприятия не состоялись. Если бы не эти обстоятельства, возможно, юбилей отмечали бы с большим размахом, подобно тому, как в предыдущие годы праздновалось 50-летие отмены крепостного права (1911), столетие Отечественной войны 1812 года (1912), трехсотлетие Дома Романовых (1913).

Советская историография, нацеленная на вымарывание из отечественной истории заслуг императорской власти, отменила эту дату. В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь первый русский ученый-просветитель Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), который хотя и был сподвижником И.И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета. Спустя несколько лет великий Ломоносов был избран почетным членом Академии за мозаичные работы.

В настоящее время историческая справедливость восстановлена. 6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания Академии наук и художеств.

Отныне Российская академия художеств отмечает свой день рождения, отсчитывая его от 1724 года, времени основания ее Петром Великим.

В 2019 году по инициативе президента Зураба Константиновича Церетели президиумом Академии был утвержден орден Петра Великого, имеющий общественный статус.

 

  1. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 / Сост. С.Н. Кондаков. Ч. I. СП б., [1914]. С. 2.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. СПб., 1830. С. 220. Хотя проект не стал официально утвержденным уставом Академии, но до регламента 1747 года был единственным положением об Академии.
  3. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: В 2 т. М., 1990.
  4. Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки. Ф. 871. Ед. хр. 251. Л. 1.
  5. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. СПб., 1857. С. 500.
  6. Петров П.Н. Сборник материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования. СПб., 1884. Т. 1. С. 2.
  7. «Доношение в Правительствующий Сенат» И.И. Шувалова с ходатайством о создании в России самостоятельной Академии художеств см: РГАДА. Ф. 248. Сенат. Кн. 2875. Л. 211.
  8. Петров П.Н. Указ. соч. С. 102-106.
Иллюстрации
Федор АЛЕКСЕЕВ. Вид набережной от Петропавловской крепости. 1794
Федор АЛЕКСЕЕВ. Вид набережной от Петропавловской крепости. 1794
Холст, масло. 70 × 108 см
© ГТГ
Этьен ФАЛЬКОНЕ. Памятник Петру I. 1768—1770
Этьен ФАЛЬКОНЕ. Памятник Петру I. 1768—1770
Гранит, бронза. Высота – 10,4 м. Сенатская площадь, Санкт-Петербург
Марк АНТОКОЛЬСКИЙ. Петр I. 1872
Марк АНТОКОЛЬСКИЙ. Петр I. 1872
Бронза. Высота – 250 см. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург (Далее: НИМ РАХ)
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ. Монумент императору Петру Великому. 2006
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ. Монумент императору Петру Великому. 2006
Бронза. Высота – 12,6 м. Санкт-Петербург
Георг Христоф ГРООТ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1740-е (?)
Георг Христоф ГРООТ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1740-е (?)
Холст, масло. 125 × 97 см
© Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
«Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры, архитектуры», утвержденный Екатериной II в 1765 году
«Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры, архитектуры», утвержденный Екатериной II в 1765 году
Александр ОПЕКУШИН. Петр I. 1872
Александр ОПЕКУШИН. Петр I. 1872
Бронза. Высота – 60 cм
© Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург
Федор РОКОТОВ. Портрет Екатерины II. 1763
Федор РОКОТОВ. Портрет Екатерины II. 1763
Холст, масло. 155,5 × 139
© ГТГ
Фердинанд-Виктор ПЕРРО. Вид Невы и набережной Васильевского острова от Академии художеств до Горного института, справа здание Академии, на переднем плане лодки, в глубине парусные суда и пароход. 1841
Фердинанд-Виктор ПЕРРО. Вид Невы и набережной Васильевского острова от Академии художеств до Горного института, справа здание Академии, на переднем плане лодки, в глубине парусные суда и пароход. 1841
Литография, раскрашенная. 42 × 57,5 см
© ГЭ
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник первому президенту Императорской Академии художеств И.И. Шувалову. 2003
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ. Памятник первому президенту Императорской Академии художеств И.И. Шувалову. 2003
Бронза. Высота – 380 см. Санкт-Петербург
Николай ГЕ. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871
Николай ГЕ. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871
Холст, масло. 135,7 × 173 см
© ГТГ
Иван НЕСТЕСУРАНО. «Воспоминания о царствовании Петра Великого, Императора России, Отца нации и пр., и пр., и пр.». Р.С. Альбертс, Гаага, Херманус Уйтверф, Амстердам, 1725
Иван НЕСТЕСУРАНО. «Воспоминания о царствовании Петра Великого, Императора России, Отца нации и пр., и пр., и пр.». Р.С. Альбертс, Гаага, Херманус Уйтверф, Амстердам, 1725
Частное собрание, Москва
Иван НЕСТЕСУРАНО. «Воспоминания о царствовании Петра Великого, Императора России, Отца нации и пр., и пр., и пр.».
Иван НЕСТЕСУРАНО. «Воспоминания о царствовании Петра Великого, Императора России, Отца нации и пр., и пр., и пр.».

«Как известно из истории царей, у Алексея Михайловича было две жены, и от первой у него было три царевича и шесть царевен, а от второй, Натальи Кирилловны Нарышкиной, у него было только двое детей» (Том II)
Частное собрание, Москва

Василий НЕСТЕРЕНКО. Триумф Российского флота. 1994
Василий НЕСТЕРЕНКО. Триумф Российского флота. 1994
Холст, масло. 310 × 590 см
© Московская Государственная картинная галерея Василия Нестеренко
Юрий РЕПИН. Великий вождь (Петр I перед Полтавской баталией). 1907–1910
Юрий РЕПИН. Великий вождь (Петр I перед Полтавской баталией). 1907–1910
Холст, масло
© Государственный историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы», Полтава, Украина
Михаил ЛОМОНОСОВ. Полтавская баталия. 1762–1764
Михаил ЛОМОНОСОВ. Полтавская баталия. 1762–1764
Мозаика. 481 × 644 см. Здание Академии наук, Санкт-Петербург
Евгений ЛАНСЕРЕ. Полтавская победа. 1942
Евгений ЛАНСЕРЕ. Полтавская победа. 1942
Серия «Трофеи русского оружия». Бумага, темпера, масло. 41,9 × 61,5 см
© ГТГ
Государственное знамя. 1896
Государственное знамя. 1896
Музеи Московского Кремля
Валентин СЕРОВ. Петр I. 1907
Валентин СЕРОВ. Петр I. 1907
Картон, гуашь, белила. 68,5 × 88
© ГТГ
Здание Российской академии художеств
Здание Российской академии художеств
Современная фотография
Бартоломео РАСТРЕЛЛИ. Восковая персона Петра I. 1725
Бартоломео РАСТРЕЛЛИ. Восковая персона Петра I. 1725
Фигура императора в натуральную величину
© ГЭ
Михаил ШЕМЯКИН. Памятник Петру I
Михаил ШЕМЯКИН. Памятник Петру I
Бронза, серый гранит. Высота – 240. Установлен в 1991 году в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play