«Стена Соломона» в Москве

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2007 (15)

Полотно «Стена Соломона» (1884-1885) кисти Василия Васильевича Верещагина было показано в России, в которой оно никогда ранее не выставлялось.

Сmена Соломона. 1884–1885
Сmена Соломона. 1884–1885
Холст, масло. 196,3×149,4

Этим проектом Третьяковская галерея и "Christie's", лидирующий аукционный дом в мире, объявляют о новой программе сотрудничества. Суть ее состоит в том, чтобы не только привозить в Россию художественные шедевры мирового уровня, но и делать их доступными публике, а также способствовать возрождению традиций художественного собирательства, следуя по пути основателя ГТГ знаменитого коллекционера и просветителя П.М. Третьякова.

На торжественном открытии выступили директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Алексеевич Родионов и президент "Christie's Europe" Йохан Пулканен.

Директор Третьяковской галереи обратился к присутствующим со словами: «Мы рады принимать у себя знаменитую картину Василия Васильевича Верещагина «Стена Соломона», которая впервые со времени ее создания в 1884-1885 годах прибывает в Россию. В течение почти двух недель «Стена Соломона» будет экспонироваться в зале Верещагина среди других шедевров из нашей постоянной экспозиции, рядом с этюдом, который был написан художником специально к ней и который хранится в нашем музейном собрании.

Государственная Третьяковская галерея по праву гордится крупнейшим в мире собранием произведений великого русского художника Василия Верещагина. Его творчество высоко ценил Павел Третьяков, который лично приобрел большую часть его художественного наследия и таким образом сберег его для потомков.

Мы приветствуем наш новый совместный проект с "Christie's", который даст возможность широкому кругу любителей живописи и российским коллекционерам увидеть созданные русскими художниками шедевры, волею судеб оказавшиеся в разных уголках мира и только сейчас появляющиеся на мировом художественном рынке».

Затем выступил Йохан Пулканен, который сказал: «Для нас большая честь выставлять полотно Василия Верещагина «Стена Соломона» в Государственной Третьяковской галерее – сокровищнице русского искусства и одном из величайших музеев мира. В каждой стране национальная культура в большой степени определяется взаимоотношениями между открытыми для широкой публики музеями и частными коллекциями. Во всем мире они существуют нераздельно, поддерживая друг друга, - и это то, что позволяет им жить и развиваться.

Именно идея доступности художественных ценностей была заложена в основу создания этого прекрасного музея его великим основателем - коллекционером и меценатом Павлом Третьяковым. Мы очень рады нашему начинающемуся сотрудничеству с Третьяковской галереей и впредь намереваемся привозить и экспонировать в России произведения высочайшего музейного уровня».

В Третьяковской галерее сейчас хранится самая большая коллекция произведений В.В. Верещагина - 138 картин и этюдов и около 400 графических листов. Однако работ из «Палестинской серии» (к которой относится «Стена Соломона») даже в ГТГ немного.

К 1880 году профессиональная репутация В.В. Верещагина (1842-1904) как мастера исторического жанра и величайшего русского художника-баталиста утвердилась во всем мире. Он тяжело переживал обвинения российских официальных кругов, которые критиковали его за предвзятое изображение событий недавней русско-турецкой войны и слишком детальное изображение жестокостей. Нападки реакционной прессы заставили художника переключиться на новый проект - он отправился в экзотический и загадочный мир Палестины.

Приехав туда в 1883 году, Верещагин был захвачен величественной красотой и многообразием национальных типажей Святой земли, его вдохновляли исторические памятники и места, которые считали для себя священными христиане, мусульмане и иудеи. Стена Плача произвела незабываемое впечатление на Верещагина, но его толкование этого сюжета отличается от того, который дали ему художники-романтики, например учитель Верещагина парижский живописец Жан-Леон Жером. Вместо того чтобы романтизировать тему или изобразить библейскую драму, Верещагин пишет документальное полотно, «репортажную» зарисовку.

«Палестинская серия» была завершена художником на основе натурных эскизов в Париже в 1884-1885 годах. Она также включала в себя цикл работ, изображающих жизнь Иисуса Христа и Святого семейства. Эти сюжеты трактовались совсем иначе, чем было принято веками, - в историко-этнографическом духе, как прозаические сцены, лишенные ауры почитания.

Это вызвало резкое недовольство церкви, и после дебюта в Европе и Америке полотна серии исчезли с глаз публики.

Последний раз картины «Палестинской серии» Василия Верещагина были выставлены на его передвижной персональной выставке в США. В ноябре 1888 года, после мощной рекламной кампании, которую организовала Американская художественная ассоциация, выставка его работ открылась в Нью-Йоркской художественной галерее. В течение двух месяцев работы экспозиция пользовалась колоссальным успехом у публики. Турне выставки по США закончилось в 1891 году, работы вернулись в Нью-Йорк, и вся коллекция, состоявшая из 110 работ, была продана на аукционе 17 ноября 1891 года. Лишь немногие полотна приобрели музеи, большинство же ушло в руки частных коллекционеров. Впоследствии некоторые рисунки и картины оказались в России, но в целом «Палестинская серия» оставалась малоизвестной российским искусствоведам и коллекционерам. Местонахождение многих работ серии неизвестно до настоящего времени; лишь небольшая часть произведений после аукциона 1891 года снова оказалась на мировом художественном рынке. Поэтому появление полотна «Стена Соломона», после почти века забвения, является важным событием для исследователей и любителей живописи В.В. Верещагина.

До настоящего момента картина находилась в собрании Музея искусств Калифорнийского института в Беркли (США). Она была передана туда в 1920-х годах известной американской меценаткой и попечительницей этого музея Фёбе Хёрст, которая купила полотно на аукционе 1891 года в Нью-Йорке. После завершения международного предаукционного тура (Нью-Йорк - Москва - Тель-Авив - Нью-Йорк), полотно «Стена Соломона» было выставлено на продажу на аукционе русского искусства в Нью- Йорке и 18 апреля 2007 года приобретено анонимным российским покупателем за 3 миллиона 624 тысячи долларов США.

 

Материал подготовлен при участии отдела по связям с общественностью ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play