КУРАТОРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Евгения Кикодзе

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2007 (15)
Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают; они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества.
Эдуард Сепир

Вторая Московская биеннале современного искусства стала, безусловно, событием отечественной культурной жизни. Почти все без исключения московские организации, связанные с современным искусством: музеи, галереи, центры современного искусства, частные фонды и даже продвинутые клубы, - постарались принять участие в подготовке выставочной программы, дабы достойно отразить современный художественный процесс на родине и дать возможность многочисленным гостям биеннале познакомиться с российским искусством как сегодняшнего дня, так и недавнего прошлого.

Однако самым важным заявлением в рамках основного проекта была, разумеется, кураторская программа - костяк всего события, для создания которого пригласили международную команду кураторов: Иосифа Бакштейна, Даниеля Бирнбаума, Ярославу Бубнову, Николя Буррио, Гуннару Кварану, Розу Мартинес, Ханса Ульриха Обриста и Фулию Эрдемчи. Пятеро из них: Бакштейн, Бубнова, Буррио, Мартинес и Эрдемчи - объединили усилия на экспозиции в строящейся башне «Федерация», самом амбициозном архитектурном проекте столичных властей.

Логика кажется очевидной: недостроенный небоскреб - эмблема власти, проектирующей будущее, и это будущее становится вместилищем экспонатов современного искусства. Альянс с властью интерпретируется вполне по-марксистски: власть - базис (башня и в целом экономическая деятельность власти), искусство - надстройка (выставка наверху и в целом организационная деятельность кураторов). Аналогичным образом была сформулирована концепция биеннале: «Footnotes», «Концевые сноски», которая полностью звучала так: «ПРИМЕЧАНИЯ: геополитика, рынки, амнезия». Как формулирует комиссар биеннале Иосиф Бакштейн, «сегодня мы говорим о примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв».

Собственно, в такой концепции ярче всего отражается экономическая подоплека биеннале - это мероприятие действительно поддерживается правительством в лице Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Сделав акцент на статус-кво события, кураторы были призваны (наняты) реализовать поставленные задачи, однако они, вольно или невольно, сосредоточились на собственной культурной роли. В непосредственной зависимости от власти находятся все же именно они, оплачиваемые приглашенные кураторы, а прочие участники биеннале (в первую очередь художники, затем - кураторы специальной программы, на которых не распространилась финансовая поддержка министерства) от этого, к счастью, свободны.

Если бы кураторы афишировали свою деятельность именно с этой точки зрения, - что их участие в биеннале было посвящено социальной роли куратора как таковой, - то им удалось бы обезоружить язвительных критиков и отвести упреки в хаотичности представленных программ.

В самом деле, стоит внимательнее вслушаться в основные тезисы кураторских текстов и соотнести их с социальным опытом авторов. Итак, Ярослава Бубнова в предуведомлении своей «Истории в настоящем времени» пишет: «Общее мнение, похоже, наградило Восточную Европу статусом вечного подражания, будь то социалистическая или капиталистическая модели развития, что-то чуть более восточное или чуть более западное. ... В такой роли есть свои плюсы - вы в меньшей степени ответственны за несправедливости, творимые в мире; однако и за справедливость тоже... Вы чаще всего оказываетесь в роли получателя Истории, что позволяет выработать несколько отстраненное к ней отношение. ... Культурная амнезия - определяющая характеристика нашего времени. Это не просто стратегия выживания особых культур, теперь она становится необходимым условием для присоединения к основному потоку глобальных процессов, трамплином для саморекламы и инструментом маркетинга». Конечно, бывшей нашей соотечественнице, давно перебравшейся в другую восточноевропейскую провинцию - Болгарию, этот сюжет известен не понаслышке. Амнезия - в позиции быть везде иностранцем, пусть и близким по духу, но дистанцированным от борьбы с «патриотическими» настроениями и от проблем самоидентификации, столь свойственной странам постсоветского пространства.

Николя Буррио, основателю и директору Пале де Токио в Париже в период с 1999 по 2006 год, а по совместительству советнику Фонда Виктора Пинчука в Киеве, ближе всего проблема организации шоу как такового: «Мне захотелось проблематизировать само понятие выставки - показать произведения искусства, намеренно избегая самой формы экспонирования или делая ее экстремальной настолько, чтобы само это понятие исчезло...» Надо сказать, что, несмотря на это заявление, произведения искусства в проекте Буррио наиболее тесно связаны друг с другом по сравнению с остальными выставками основного проекта. Его «Ледяная вода эгоистических подсчетов» выглядит просто монолитом льда с вкрапленными отдельными яркими работами, которые тем самым становятся удобными для транспортировки в далекие восточные «провинции», будь то Москва или Киев.

Для известных международных кураторов Венецианской и Стамбульской биеннале Розы Мартинес и Фулии Эрдемчи Московская биеннале воспринимается, конечно, «После всего». Им, отточившим экспозиционные приемы на европейских площадках (по сравнению с Москвой Стамбул, конечно же, Европа), выставка здесь дается легко. Набор имен - вполне приличный, без особых звезд, но и без маргиналов. Тему они понимают так: поскольку старая советская история кончилась, они здесь «решили сблизиться с духом преобразований, через которые проходит Москва». То есть делать что-то свое, что они считают позитивным, без оглядки на пресловутый «контекст». В смысле «примечаний» к московской ситуации это, конечно, самая отдаленная позиция.

И, наконец, сам комиссар биеннале, второй раз одновременно и главный куратор, формулирует свои интересы в названии текста: «Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма». Акцент на проблеме эволюции в социуме - «стратегии своего выживания» - дает ответ, что только одними примечаниями дело ограничиться не может. Нужно стать «основной, фундирующей, объясняющей и оправдывающей это общество фигурой».

Разные аспекты нелегкой участи куратора современного искусства, конечно, близки друг другу и могут восприниматься суммарно. Потому-то и не разделены проекты в экспозиции башни, потому гладко и состыковываются кураторские «наборы имен»: они не замкнуты внутренней логикой, формальным пластическим языком и несут очевидно вспомогательную функцию.

Тем не менее в основном проекте встречаются очень значительные авторы и очень яркие работы. Среди отечественных художников представлены Виктор Алимпиев, Сергей Братков, Михаил Косолапов, Юрий Лейдерман, Диана Мачулина, Илья Трушевский, Ольга Чернышева, Айдан Салахова, Наталья Стручкова. Очень, надо сказать, политкорректный список: немножко звезд, немножко молодых, женщин почти половина.

Среди западных художников первой величины - Карстен Николаи, Джанни Мотти, Анна Мендьета, Лучезар Бояджиев, Недко Солаков, Дан Перджовски. В конце концов, биеннале - это шанс увидеть их произведения в России, каким нужно воспользоваться, даже оставаясь нечувствительным к исканиям, метаниям и философствованиям кураторского сообщества.

Несомненным «бонусом» 2-й Московской биеннале стали новые выставочные пространства и организации, сложившиеся в ее преддверии. Мы наблюдали их деятельность в течение последнего года: Фонд «Современный город», Фонд «Эра», StellaArtFoundation (не путать с галереей, которая прекратила существование), Фонд «Екатерина», центр современного искусства «Винзавод». Но среди недавно открывшихся организаций были и те, для которых выставка во время биеннале стала их первым вернисажем. Это Фонд «Русский век» и галерея ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте.

В заслугу Фонда «Русский век» и куратора Марины Гончаренко входит не только организация одной из наиболее эффектных выставок на третьем экспозиционном этаже башни - «Через картину», но и сам поиск помещения под основной проект биеннале. Этот фонд надеется в скором времени открыть в столице и галерею под именем GMG, в которой на равных будут представлены российские и иностранные авторы, некоторые из них участвуют в выставке: Карстен Николаи и Майкл Лин. Художественным директором будущей галереи является Анатолий Журавлев.

Инициатором и создателем некоммерческой галереи ВХУТЕМАС стал один из самых лучших российских кураторов архитектор Юрий Аввакумов. В честь рождения нового пространства он устроил выставку под названием «Роддом», в которой свел феномен архитектуры к самому «необходимому и достаточному»: оболочке для жизни. Здесь явно звучит возврат к модернистскому утопическому проектированию, которое является достойной парадигмой любых возможных примечаний - просто как заметки на будущее. К тому же показаны проекты наиболее известных как отечественных, так и зарубежных новаторов в области архитектуры.

Для большей убедительности изложенной автором позиции приведем мнение Юрия Аввакумова, высказанное им в интервью, озаглавленном его же словами:

«САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КУРАТОРОВ Я НЕ ПОНИМАЮ»

Что такое куратор в области современного искусства сегодня?

- В словаре латинских выражений есть определение - Curatoraviarii, «птичник». Досmаmочно глубокая меmафора: художник mоже «пmичка Божья», поет, когда захочет, и тот, кто держит птицу в неволе, должен заботиться, чтобы она у него пела, а не дохла.

Что входит в круг его профессиональных задач?

- Куратор - это посредник между художником и публикой. Для художника он - телохранитель, менеджер, прораб, а для публики - толкователь, просветитель и т.д. Куратор обязан знать о производстве выставки абсолютно все: от гвоздя в стене до статьи в каталоге.

Что такое хороший и что такое плохой куратор?

- Куратор должен достойно представлять художника и искусство. Если перевести это на язык сегодняшних реалий, то, поскольку мы живем в довольно неадекватном обществе, куратор должен в первую очередь позаботиться о том, чтобы зритель не увидел ни хамства, ни варварства, потому что к искусству это не имеет отношения. Если куратор ретранслирует агрессию окружающей среды, это плохой куратор или даже вовсе не куратор. Я был страшно удручен выставками в центре «Винзавод» - демонстративно беспардонными как в отношении художников, так и посетителей. Произведения искусства «экспонируются» в грязи, духоте, без света. Выставки на неподготовленных стройплощадках были бы запрещены в любой цивилизованной стране - просто из-за опасности для зрителя.

И все же, куратор - агент художника или социума?

- Куратор - двойной агент. Не путать с Медичи, так как никогда не работает за свои деньги - только за общественные, спонсорские или деньги художника. Само по себе «творчество» кураторов, для реализации которого рекрутируются художники, - абсолютный произвол и самозванство.

Быть может, это следствие «проклятого капитализма», когда в кино продюсер зачастую становится важнее режиссера?

- Правильнее было бы сказать - импрессарио. Но думаю, что дело скорее в психологии. Многие знакомые мне кураторы когда-то пробовали себя в творчестве, - и неудачно. Чаще всего за этим стоят неудовлетворенные амбиции.

Какие кураторы в целом более профессиональны - те, что совмещают в себе куратора и художника, или же те, кто приходят из искусствоведения и других «околотворческих» областей?

- По-моему, совершенно неважно, откуда они приходят. Главное - кем себя считают. Искусство - это древний ритуал, как пляски вокруг костра, и куратор в этом ритуале - жрец. Когда танцуют вокруг лужи, куратора надо резать за профанацию.

Кого можно сегодня назвать великим куратором, образцом для подражания?

- Я много работал с Юргеном Хартеном, и для меня он фигура очень значительная. Такой величиной был и Харальд Зееман. Пока что образцами остаются представители старшего поколения.

Иллюстрации

Виктор АЛИМПИЕВ. Wie heisst dieser Platz? 2006
Виктор АЛИМПИЕВ. Wie heisst dieser Platz? 2006
Видеоинсталляция
Лю ДЗЯНЬХУА. Оmражения в воде. 2002–2003
Лю ДЗЯНЬХУА. Оmражения в воде. 2002–2003
Керамика, свет
Матс БИГЕРТ, Ларс фон БЕРГСТРЕМ. Тайная вечеря
Матс БИГЕРТ, Ларс фон БЕРГСТРЕМ. Тайная вечеря
Фильм, 16 мм, 57 мин
Керстин ЧМЕЛКА. Мульmисmабильносmь 1, 2, 3. 2006
Керстин ЧМЕЛКА. Мульmисmабильносmь 1, 2, 3. 2006
Фотография, инсталляция
Амаль КЕНАВИ. Тебя убьюm. 2006
Амаль КЕНАВИ. Тебя убьюm. 2006
Видео, 6 мин
Карстен НИКОЛАИ. Снежный шум. 2001
Карстен НИКОЛАИ. Снежный шум. 2001
Инсталляция с приборами, обеспечивающими рост снежинок
Дан ПЕРЖОВСКИ. Рисунок in situ. 2007
Дан ПЕРЖОВСКИ. Рисунок in situ. 2007
Диана МАЧУЛИНА. Девочка. 2006
Диана МАЧУЛИНА. Девочка. 2006
Холст, масло. 200 х 280
Елена НЕМКОВА. Неверояmные усилия проmив mеории каmасmроф. 2007
Елена НЕМКОВА. Неверояmные усилия проmив mеории каmасmроф. 2007
Объект
Джанни МОТТИ. Брокер. 2007
Джанни МОТТИ. Брокер. 2007
Живая скульптура
Кармела ГРОСС. АВРОРА. 2003
Кармела ГРОСС. АВРОРА. 2003
Инсталляция с лампами
Сергей БРАТКОВ. Слоны. 1988
Сергей БРАТКОВ. Слоны. 1988
Фотопечать. 60×90
Хавьер ТЕЛЬЕС. Лев в Каракасе. 2002
Хавьер ТЕЛЬЕС. Лев в Каракасе. 2002
Видео
Майкл ЛИН. Без названия. 2007
Майкл ЛИН. Без названия. 2007
Акрил. 400х600
Карстен НИКОЛАИ. Радиопомехи 12. 2005
Карстен НИКОЛАИ. Радиопомехи 12. 2005
Акрил, магнитная лента, полиэстр, алюминий. 200х400
Мария СЕРЕБРЯКОВА. TV-Рainting. 2001
Мария СЕРЕБРЯКОВА. TV-Рainting. 2001
Видео
Сергей ВОЛКОВ. Расположение карmин зависиm оm вкуса. Триптих. 1988
Сергей ВОЛКОВ. Расположение карmин зависиm оm вкуса. Триптих. 1988
Холст, масло. 60х80 (каждая)
Вадим ЗАХАРОВ. Съемка фильма “Basic Russian”. Сцена 22, дубли 1, 2, 3. 2007
Вадим ЗАХАРОВ. Съемка фильма “Basic Russian”. Сцена 22, дубли 1, 2, 3. 2007
Холст, масло, пластик. 140×200 (каждая)
Евгений АСС. Хайmек Бураmино. 2007
Евгений АСС. Хайmек Бураmино. 2007
Юрий АВВАКУМОВ. Дом-маmрешка. 1984–2007
Юрий АВВАКУМОВ. Дом-маmрешка. 1984–2007
Дерево, левкас
Юрий Аввакумов в галерее ВХУТЕМАС. 2007
Юрий Аввакумов в галерее ВХУТЕМАС. 2007
Группа «ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ». Яйцеклеmка 210. 2007
Группа «ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ». Яйцеклеmка 210. 2007
Группа «МЕГАНОМ». Без названия. 2007
Группа «МЕГАНОМ». Без названия. 2007

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play