Белое золото. Классика и современность китайского фарфора

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2007 (15)

Одним из первых и ключевых событий в рамках Года Китая в России стало открытие 27 марта в Третьяковской галерее выставки «Белое золото. Классика и современность китайского фарфора», организованной совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».

Фарфор и связанные с ним традиции и ритуалы внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, стали ярким воплощением достижений китайской культуры. Экспозиция представляет эволюцию искусства фарфора в Цзиндэчжене - главном центре его производства в Китае.

Изделия из фарфора не только соединяют сугубо практическое применение с декоративными функциями, но несут в себе след богатейшей культурной традиции, воплощенной в искусстве каллиграфии, поэзии, чайной церемонии, украшении дома и в религиозных обычаях и ритуалах.

История фарфора насчитывает тысячелетия. В первые века нашей эры мастерские по его производству появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В эпоху династии Сун на изделиях было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзиндэ». Это определило название города Цзиндэчжень, расположенного рядом с разработками каолиновых глин на горе Гаолин. Число печей здесь росло с каждым годом и во время расцвета производства фарфора, в эпоху Танской династии (более 1200 лет назад), достигало нескольких сотен. Форма изделий и роспись отличались невероятным разнообразием. Здесь было изобретено много видов фарфора - кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах (до 1400 градусов).

Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удавалось создать изделия, отличающиеся исключительной белизной и тонкостью черепка. Работы мастеров Цзиндэчженя были «ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл». Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом. При европейских, азиатских и африканских дворах коллекционирование изящного цзиндэчжeньского фарфора считалось показателем роскоши. Недаром европейцы в XVI-XVII веках называли китайский фарфор «белым золотом». Столетиями фарфор Цзиндэчженя вывозили в разные страны по Великому шелковому и по морскому керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена.

Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчженьского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII-XIX веков. На протяжении столетий Цзиндэчжень по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству. Не случайно в определении изделий из фарфора в Европе до сих пор существуют два варианта - «порцелан» и «чайна»; второе, давно устоявшееся, свидетельствует о происхождении этого удивительного материала.

В последние десятилетия прошлого века мастера фарфора не только бережно следовали канонам, передаваемым из поколения в поколение, но и постоянно учились и перенимали различные приемы у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи гохуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое традиционное искусство предстало в обновленном виде.

Главные темы выставки - «Традиционная культура фарфора в Китае» и «Новый облик китайского фарфора». В ее состав включено около 120 предметов, половина из которых - старинные изделия (начиная с XI века), остальное - уникальные образцы работы современных авторов. Вазы, статуэтки, фигурки животных, панно иллюстрируют жанровое и типологическое многообразие декоративно-прикладного искусства Китая. Здесь также представлены редкие образцы костяного фарфора. Часть произведений с большим успехом демонстрировалась в Токио и в Париже в 2004 году.

Экспонаты поступили из Музея провинции Цзянси и Музея керамики и фарфора города Цзиндэчжень - важнейших центров коллекционирования и исследования цзиндэчженьского фарфора.

 

Спонсором выставки является ОАО «Газпром».

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью ГТГ

Иллюстрации

Фигура мужчины, ведущего лошадь. Сун. XI в.
Фигура мужчины, ведущего лошадь. Сун. XI в.
Фарфор, светлая голубовато-зеленая глазурь. Из собрания Музея провинции Цзянси
Подсmавка для аромаmических палочек. Цин. XIX в.
Подсmавка для аромаmических палочек. Цин. XIX в.
Фарфор, полихромная роспись в гамме «розовое семейство». Из собрания Музея провинции Цзянси
Блюдо с изображением драконов и фениксов. Цин. XVIII в.
Блюдо с изображением драконов и фениксов. Цин. XVIII в.
Фарфор, полихромная роспись. Из собрания Музея провинции Цзянси
Ваза с изображением пионов и лоmосов. Юань. XIV в.
Ваза с изображением пионов и лоmосов. Юань. XIV в.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом. Из собрания Музея керамики и фарфора, Цзиндэчжень
Ваза с изображением цвеmов белой сливы на красном фоне. Современная работа. Автор Фань Миньци
Ваза с изображением цвеmов белой сливы на красном фоне. Современная работа. Автор Фань Миньци
Фарфор, полихромная роспись в гамме «розовое семейство». Из собрания Музея провинции Цзянси
Насmенное украшение в форме mыквы-горлянки с орнаменmом на желmом фоне и с изображением иероглифов «удача» в резервах. Современная работа
Насmенное украшение в форме mыквы-горлянки с орнаменmом на желmом фоне и с изображением иероглифов «удача» в резервах. Современная работа
Фарфор, полихромная роспись в гамме «розовое семейство». Из собрания Музея керамики и фарфора, Цзиндэчжень
Сосуд в форме классической курильницы. Современная работа.
Сосуд в форме классической курильницы. Современная работа.
Изготовлен на фабрике классического фарфора, Цзиндэчжень. Фарфор, полихромная роспись. Из собрания Музея провинции Цзянси

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play