Виктор Иванович Уфимцев: «Мы называли себя новаторами»

Яна Шклярская

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2008 (18)

Осенью 2007 года в Выставочном зале Третьяковской галереи в Толмачах состоялся ретроспективный показ произведений Виктора Уфимцева (1899-1964) - «буйно-красочного живописца», «самого левого художника азиатской России».

Уфимцев принадлежал к поколению сибирских художников, сформировавшихся в первое послереволюционное десятилетие, среди которых были Е. Коровай, Н. Мамонтов, Б. Шабль-Табулевич, В. Тронов, И. Шадр. В 1921 году, вдохновленные лекциями и выставками Давида Бурлюка, Мамонтов, Уфимцев и Шабль-Табулевич организовали творческую группу «Червонная тройка», объединившую молодых представителей омской культуры, называвших себя футуристами. Футуризм являлся для них не столько направлением в искусстве, сколько жизненным кредо.

Стремление пробовать себя в новых техниках, жанрах и видах искусства, ностальгия по неизвестным землям определяли всю творческую биографию Уфимцева. Жизнь художника была нескончаемым путешествием. Поездки означали для него не только перемещение в пространстве. Он искал в них поворотов судьбы, творческих метаморфоз. В 1920—1930-е годы Уфимцев объездил всю Западную и Восточную Сибирь, Кавказ, побывал на Дальнем Востоке и многократно в Средней Азии, которая стала для него новой родиной.

Впервые оказавшись в Туркестане в 1923 году вместе с другом, художником Николаем Мамонтовым, Уфимцев был поражен необыкновенными цветосочетаниями, ритмами Востока. Его кубофутуристическая живопись 1920-х годов построена на тоновых переливах необычайной тонкости. Экзотическая архитектура также стала материалом для формалистических штудий художника. Простые объемы минаретов, медресе, жилых домов он выстраивал в кубистические композиции. С конца 1920-х годов Уфимцев делал много зарисовок в духе неопримитивизма в поисках индивидуального художественного воплощения своих идей, что ему блестяще удалось в серии гуашей «Турксиб» 1931 года.

В 1932 году Уфимцев был избран членом оргкомитета Союза художников Узбекистана, учрежденного по Постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Получив официальный статус, он оказался под пристальным вниманием партийных идеологов. Если прежде искусство художника представляло собой единое экспериментальное поле, то теперь оно разделилось на официальное и неофициальное.

Как известно, в 1930-e годы многие советские художники перешли от авангардных поисков к работе в жанрах пейзажа, интерьера, натюрморта, пытаясь избежать тем самым давления властей и остаться в рамках внеидеологических художественных задач. Под прикрытием программных соцреалистических полотен Уфимцев продолжал работать в ином ключе, берущем начало в авангарде.

Во время Второй мировой войны Уфимцев возглавлял плакатную мастерскую (УзТАГ), сформированную из графиков и живописцев Союза художников, среди которых были Н. Кашина, В. Рождественский, Б. Хамдами.

Предчувствие перемен связано у Уфимцева с открывшимися на рубеже 1950—1960-х годов перспективами путешествий в другие страны, в иной, неведомый прежде мир. Физическая свобода передвижения окрыляла, предвещала расширение горизонтов и в искусстве. В начале 1960-х художник побывал в Афганистане, Тунисе, Франции, Индии. Эти путешествия инспирировали серии гуашей, в которых Уфимцев, вспоминая юношеские скитания по Азии, выработал новые живописные приемы, актуальные в контексте своего времени.

Организованная Третьяковской галереей монографическая выставка Виктора Уфимцева, объединившая ранний и поздний периоды его творчества, явилась первой масштабной ретроспективой работ художника. При жизни Уфимцева была известна прежде всего официальная, соцреалистическая, линия его искусства. В 1960-е годы благодаря И.В. Савицкому в Каракалпакском музее искусств сформировалась богатейшая коллекция произведений русского авангарда, и в том числе преданные забвению работы Уфимцева 1920-х годов. Однако прежде немалая их часть разошлась по частным коллекциям и была почти неизвестна широкой публике. В 1980-х, когда возрос интерес к искусству сибирской провинции, сотрудники омских музеев каталогизировали и изучили наследие Уфимцева омского периода. Поздние же его работы на территории России есть только в Государственном музее искусства народов Востока.

Экспозиция в Третьяковской галерее предоставила возможность увидеть цельность и логику развития художественной концепции Виктора Уфимцева на протяжении нескольких десятилетий, с 1920-х до 1960-х годов. Она была сформирована из произведений художника, хранящихся в двух омских музеях — Областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и Государственном историко-краеведческом, а также в Государственном музее искусства народов Востока, в коллекциях Виктора Шпенглера, Ильдара Галеева, галереи «Веллум» и других частных московских собраниях.

Иллюстрации

Приезд в Самарканд. 1924
Приезд в Самарканд. 1924
Бумага, смешанная техника. 12,7×17,7. Частное собрание
Очень хорошо живеmся. 1932
Очень хорошо живеmся. 1932
Бумага, смешанная техника. 14×18,2. Частное собрание
Корзина с апельсинами. 1960
Корзина с апельсинами. 1960
Бумага, смешанная техника. 50×54. Частное собрание
Рожденный в пуmи. 1960
Рожденный в пуmи. 1960
Холст, масло. 63×110. Частное собрание
Цвеmущие деревья. 1939
Цвеmущие деревья. 1939
Холст, масло. 67×81. Частное собрание
Крыши Парижа. 1960–1961
Крыши Парижа. 1960–1961
Холст, масло. 139×199. Частное собрание
Оmражение. 1961
Оmражение. 1961
Бумага, гуашь. 120×68,5. Частное собрание

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play