Александр Харитонов «Чудо всегда незаметно»

Татьяна Соколова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2008 (18)

Александр Харитонов исторически является одним из самых ярких основоположников русского авангарда 1960-х годов. Но место его в славной плеяде представителей неофициального нонконформистского искусства особое. Ничто социальное не коснулось его творчества - оно глубоко религиозно.

Александр Харитонов родился 10 мая 1931 года в Москве. Учился в Московской городской детской художественной школе, где считался одним из самых одаренных учеников.

Его первая персональная выставка состоялась в МГУ на Ленинских горах в 1958 году. С конца 1950-х годов художник стал создавать свои таинственные философские картины-притчи, в которых с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси.

Харитонова можно назвать великим романтиком, уникальным живописцем, имеющим свою концепцию эмоционального пейзажного образа, а также мастером тончайшей ювелирной графики, создателем многослойной точечной техники. И все же самое главное в творчестве художника — то, что он по-новому продолжил нить православного искусства.

В одной из своих статей об Александре Харитонове профессор, доктор искусствоведения Михаил Соколов называет его одним из самых больших мастеров русского искусства второй половины XX века, так как в своем творчестве он явил на свет Божий думы и чаяния целого поколения, которое не растеряло духовной стойкости в годы безвременья. Собственно Харитонов имеет для истории современного искусства то же значение, что Жорж Руо — этот великий толкователь таинств католицизма — для искусства французского.

По словам самого художника, его живопись, как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом и бисером. Своими учителями Харитонов считал Федора Достоевского, Николая Гоголя, Алексея Саврасова, Павла Флоренского, Моцарта.

Путь Александра Харитонова в жизни и в искусстве — прекрасный путь непреклонного духовного восхождения.

В конце 1950-х — 1960-х годах художник, которого называли магом и волшебником, создавал в живописи и графике собственные сказки и легенды. 1970-е — 1980-е годы свидетельствуют о развитии Харитоновым романтического русского пейзажа как философской картины вселенной, а также о полном уходе в православную живопись и графику.

С 1986 года Александр Харитонов был прикован к постели, но болезнь не ожесточила его. Приняв недуг как схиму, он считал себя самым счастливым человеком и стремился показать людям, какой великий дар и праздник наша жизнь, являющаяся лишь частью вечности. Свои картины он обычно начинал писать с изображения облаков, созвучных разным музыкальным мелодиям, увлекая зрителей в божественный мир святых и ангелов.

Крупнейший коллекционер русского авангарда профессор Нортон Додж (с его собранием можно ознакомиться в музее Зиммерли Ратгерского университета в Нью-Джерси) пишет, что Александр Харитонов, занимая исключительное место в современной культуре, прекрасно и могущественно воплотил в своем творчестве в 1960-е — 1980-е годы то, что называют духовным наследием и душой России. По словам Доджа, картины Харитонова соперничают с древнерусскими иконами.

Любую работу художника, будь то пейзаж, религиозная живопись, рисунок или пока не изданные белые стихи, сказки и философские эссе, ощущаешь как откровение, побуждающее к глубокому философскому размышлению о вечных христианских ценностях. Картины мастера являются частью его души, их можно долго рассматривать, они обращены лично к каждому из нас. Творчество Александра Харитонова, одновременно народное и классическое, — это неисчерпаемое умозрение в красках, говорящее о бессмертной душе русского народа.

Выставка Александра Васильевича Харитонова состоялась в Третьяковской галерее в феврале (в Выставочном зале в Толмачах). На ней было представлено более 60 живописных и графических работ мастера из собрания ГТГ и частных коллекций.

Иллюстрации

Деmсmво Варфоломея (Сергий Радонежский). 1976
Деmсmво Варфоломея (Сергий Радонежский). 1976
Холст, масло. 40,5×54,5
Памяmь о древнерусском искуссmве. 1980
Памяmь о древнерусском искуссmве. 1980
Холст, масло. 80×91
Разбрасывание и собирание камней. 1992
Разбрасывание и собирание камней. 1992
Холст, масло. 38×55
Троица (Памяmи Андрея Сахарова). 1990
Троица (Памяmи Андрея Сахарова). 1990
Холст, масло. 34×47,7
Розовая дорога к белым березам, или Мое прощание. 1990
Розовая дорога к белым березам, или Мое прощание. 1990
Холст, масло. 27×46
В небе mри ангела и, кажеmся, еще чеmыре. 1986–1989
В небе mри ангела и, кажеmся, еще чеmыре. 1986–1989
Холст, масло. 89×197

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play