От импрессионизма к кубизму Россия – Япония

Татьяна Потапова

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#1 2006 (10)

В Метрополитен Арт Музеум в Токио (The Tokyo Metropolitan Art Museum) c успехом проходит Выставка произведений мастеров французского импрессионизма и модернизма из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Затем она будет показана в Национальном музее искусства в Осаке (The National Museum of Art Osaka). Выставка организована популярной японской газетой «Асахи Симбун», поддерживающей и успешно реализующей многие культурные проекты в Японии.

Токийский Метрополитен Арт Музеум постоянно проводит временные экспозиции, вызывающие интерес у публики. Достаточно назвать две, предшествовавшие показу коллекции из Пушкинского музея: выставку искусства «ар деко» из лондонского Музея Виктории и Альберта и выставку искусства Древнего Египта из парижского Лувра. Излюбленная японцами живопись французских импрессионистов неоднократно демонстрировалась в стране, в том числе из крупнейших европейских и американских собраний, как правило, привлекая многочисленных зрителей.

ГМИИ им. А.С. Пушкина показывал в Японии различные коллекции из своего собрания - это итальянская живопись XVII-XVIII веков, экспозиция «Интерьер в европейской живописи XVIII-XIX веков», коллекция японской гравюры школы укиеэ, французская живопись второй половины XIX - начала XX века.

Предложенная на этот раз выставка состоит из двух разделов: в первом представлены полотна французских мастеров, происходящие исключительно из коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова, в то время как значительный графический раздел сформирован из разновременных поступлений в отдел гравюры и рисунка ГМИИ. Помимо картин, в экспозиции присутствуют увеличенные (в размер стены) архивные фотографии с интерьерами московских особняков в Малом Знаменском переулке и на Пречистенке, с развеской картин тех же авторов, и обширный дидактический материал, рассказывающий о талантливых коллекционерах, истории их собирательства и дружбе с художниками. С одной стороны, выставка предоставляет зарубежному зрителю редкую возможность познакомиться с уникальными личностями московских предпринимателей Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, благодаря деятельности которых в Москве в начале XX века появились знаменитые коллекции современного французского искусства мирового значения. С другой стороны - увидеть особую область графического творчества, дополняющую и расширяющую наше представление об искусстве мастеров этого периода.

50 живописных полотен из коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова и 25 листов авторского эстампа из собрания отдела гравюры и рисунка, демонстрируют творчество знаменитых французских мастеров К. Моне, Э. Дега, К. Писсарро, П. Гогена, П. Пикассо, П. Боннара и других, менее известных художников не только как живописцев, но и как графиков.

Художники разных поколений в конце XIX века увлекались оригинальным эстампом, выполняемым одним мастером, в отличие от репродукционного, в котором автор композиции и гравер - разные лица. Наиболее распространенными техниками эстампа были литография, гравюра на дереве и гравюра на металле (офорт, сухая игла, акватинта).

Техника офорта представлена оттисками Э. Мане, К. Писсарро, О. Ренуара, Ж.Ф. Раффаэлли и П. Пикассо, а в литографии работали такие известные мастера, как Э. Мане, К. Писсарро, О. Редон, А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени, П. Синьяк и др. Литография привлекала относительной простотой исполнения - цветная и монохромная существовали параллельно и были одинаково популярны.

Экспозиция охватывает период трех десятилетий на рубеже веков: начинается с импрессионистических работ 1970-х гг. Э. Дега и О. Ренуара и завершается кубистическими Ж. Брака и П. Пикассо (1909-1912 гг.). Отобранные живописные полотна и графические листы демонстрируют сосуществование и смену разных стилистических направлений, отражая бурную художественную жизнь французской столицы на рубеже XIX-XX веков. На выставке они образуют несколько тематических групп: импрессионизм, П. Сезанн и неоимпрессионизм, символизм, группа «наби», А. Матисс и фовизм, П. Пикассо и кубизм.

Живопись импрессионистов привлекает не только незабываемыми типажами парижанок в композициях «Девушки в саду», «Девушки в черном» О. Ренуара, «Танцовщица у фотографа» Э. Дега и светскими персонажами в эскизе Ж.Л. Форена «Бал в Парижской опере», но и неповторимым обликом Парижа, запечатленным в картинах «Оперный проезд в Париже» К. Писсарро, «Бульвар Сен-Мишель» Ж.Ф. Раффаэлли и «Бульвар Мадлен в Париже» Ф. Таулоу. Пронизанные светом и воздухом загородные пейзажи К. Моне «Кувшинки над прудом» и «Стог сена в Живерни» соседствуют с искусно проработанными видами парижских предместий А. Сислея «Сад Шеде на вилле в Монжероне» и «Осеннее утро в Эраньи» К. Писсарро.

К. Писсарро больше, чем кто бы то ни было из импрессионистов, уделял внимание печатной графике, работая и в офорте, и в литографии («Плуг»). Э. Мане был больше увлечен офортом, на выставке присутствует как его ранний эстамп в этой технике («Баррикада»), так и оригинальная цветная литография («Полишинель»). Из трех эстампов А. Тулуз-Лотрека наиболее выразителен «Жокей», выделяясь динамичной композицией, четким разграничением цветовых зон и ясностью рисунка.

Отталкиваясь, как правило, от своих живописных композиций и варьируя уже полюбившиеся мотивы и сюжеты, художники при этом создавали самостоятельные произведения печатной графики, в которых максимально использовали возможности графической техники.

Пейзаж вообще можно определить как доминирующую тему на выставке, так как именно этот жанр демонстрирует зрителю творческие поиски и смену художественных систем.

Ключевая фигура постимпрессионистического периода, П. Сезанн, которому предстояла исключительная роль - подвести «итог минувшему» (импрессионизму) и стать «прологом будущего», предлагал «трактовать природу с помощью цилиндра, сферы и конуса». В более позднем пейзаже «Мост над прудом», написанном геометризованными мазками, положенными под углом друг к другу ( в отличие от более ранней «Равнины у горы Св. Виктории»), он использовал прием, который впоследствии разовьют кубисты.

«Пейзаж с руинами» А. Гийомена намечает отход от импрессионизма к более декоративной манере, предвосхищая поиски теоретика неоимпрессионистов П. Синьяка. Картина «Сосна. Сен-Тропе» исполнена в типичной для дивизионизма манере - раздельно положенными пастозными мазками яркого цвета. Условность и декоративизм в той же системе видения дивизионизма передает работа Ф.Э. Кросса «Вокруг моего дома».

Цветные литографии П. Синьяка («В веке гармонии» и «Суда во Флессингене») особенно интересны применением принципа дивизионизма (принципа разделения тонов) в печатной графике.

Композиции группы «наби» - «Лето в Нормандии» П. Боннара и «Полифем» М. Дени - свидетельствуют об эволюции пейзажа в сторону смысловой и декоративной насыщенности. Предметом изображения участников этой группы становились также интерьеры домов начала века, салоны и гостиные, исполненные с интересом к деталям украшения (М. Вюйар «В комнате»).

Мастерство художников группы «наби» в эстампе проявляется в цветных литографиях П. Боннара с легко узнаваемыми видами Парижа, несмотря на причудливую игру линий и цветовых пятен («Триумфальная арка» и «Бульвары»), а также в статичной, словно залитой ровным цветом, композиции М. Дени «Христос в Эммаусе» и в интерьере М. Вюйара «Швея».

Наряду с декоративными полотнами А. Матисса «Красные рыбы» и «Букет цветов в белой вазе», пейзажи А. Марке «Солнце над деревьями (Солнце над Парижем)» и «Порт в Онфлере» свидетельствуют о рождении и утверждении фовизма, в то время как выразительные пейзажные работы А. Дерена «Стволы деревьев» и «Стол у окна» и динамичная композиция М. Вламинка «Речка» передают увлечение сезаннистскими и примитивистскими приемами.

Источником вдохновения примитивиста А. Руссо были влюбленность в природу и богатое воображение, о чем красноречиво свидетельствуют его пейзажи («Вид парка Монсури» и «Вид моста Севр»).

Безусловные шедевры выставки - «Красные рыбы» А. Матисса, «Прогулка заключенных» В. Ван Гога, «Ее звали Вайраумати» и «Бегство» П. Гогена, «Арлекин и его подружка» и «Королева Изабо» П. Пикассо.

Цветные ксилографии Гогена, входящие в число иллюстраций к книге художника «Ноа Ноа» - "Manao Tupapau” («Она думает о привидении») и "Te Po” («Великая ночь»), отличаются тщательной проработанностью и экспрессией цветового решения. В них угадываются традиции итальянской гравюры «кьяроскуро» и японской ксилографии.

Три гуаши примыкают к живописному разделу: декоративная работа Ж. Манцана-Писсарро «Обнаженная с павлином» и две гуаши Пикассо «Дружба» (1) и «Три женщины», моделировкой форм, структурой предвосхитившие новый этап в эволюции кубизма.

«Замок Ла-Рош-Гюйон» Ж. Брака вместе с «Королевой Изабо» и гуашами П. Пикассо составляют кубистическую группу картин, сюда же может быть отнесен эстамп П. Пикассо «Мужская голова» как пример удачного применения гравюры на металле для решения задач уже «аналитического кубизма».

Выставка сопровождается внушительным каталогом, в котором воспроизведены все экспонаты и помещена полная информация о них. Отдельная глава посвящена истории жизни и собирательства С. Щукина и И. Морозова, дополненная основными датами их жизни, хронологией важных культурных событий с 1854 по 1950 гг., а также дается сравнительный анализ коллекций и таблица наличия произведений крупных художников в каждой из них.

С.И. Щукин и И.А. Морозов обладали проницательностью и особым чутьем истинных профессионалов. Собранные ими коллекции французских мастеров носят отпечаток личного вкуса и привязанностей каждого, пристрастий и увлечений. Их имена и художественные собрания по праву считаются гордостью отечественной культуры.

Иллюстрации
О. РЕНУАР. Девушки в черном. 1880–1882
О. РЕНУАР. Девушки в черном. 1880–1882
Холст, масло. 81,3 × 65,2
П. БОННАР. Бульвары. 1900
П. БОННАР. Бульвары. 1900
Цв. литография. 26,5 × 33
П. ПИКАССО. Голова мужчины с трубкой. 1912
П. ПИКАССО. Голова мужчины с трубкой. 1912
Офорт. 13 × 11
П. ПИКАССО. Королева Изабо. 1909
П. ПИКАССО. Королева Изабо. 1909
Холст, масло. 92 × 73
К. ПИСАРРО. Оперный проезд в Париже. 1989
К. ПИСАРРО. Оперный проезд в Париже. 1989
Холст, масло. 65 × 82
П. СЕЗАНН. Равнина у горы Св. Виктории. 1882–1885
П. СЕЗАНН. Равнина у горы Св. Виктории. 1882–1885
Холст, масло. 58 × 72
К. МОНЕ. Стог сена в Живерни. 1884–1889
К. МОНЕ. Стог сена в Живерни. 1884–1889
Холст, масло. 64,5 × 87
А. МАТИСС. Булонский лес. 1902
А. МАТИСС. Булонский лес. 1902
Холст, масло. 65 × 81,5
А. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. Жокей. 1899
А. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. Жокей. 1899
Цв. литография. 51,7 × 36,2
М. ДЕНИ. Полифем. 1907
М. ДЕНИ. Полифем. 1907
Холст, масло. 81 × 116
П. СИНЬЯК. В век гармонии. 1895–1896
П. СИНЬЯК. В век гармонии. 1895–1896
Цв. литография. 37,5 × 50
П. ГОГЕН. Manao Tupapau (Она думает о привидении). 1893–1894
П. ГОГЕН. Manao Tupapau (Она думает о привидении). 1893–1894
Цв. гравюра на дереве. 20,5 × 35,5

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play